Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

С благодарностью Мастеру

Опубликовано 29.12.2018

«Здравствуйте, а я Пушкин!»

     Умение перевоплощаться свойственно талантливым людям, но не каждый может примерить на себя образ самого Александра Сергеевича Пушкина, рассказать о встречах с гениальным поэтом, да так правдиво, что никого не удивляет совершенная естественность этих очевидных фантазий, отсутствие даже намека на неправду.

     Так, в 1990-е годы мы зачитывались книгой «Прогулки с Пушкиным» Абрама Терца (Синявского), многих удивила эта книга, но по-разному: для кого-то это удивление было приятным, кому-то фантазии А. Синявского показались слишком смелыми:

«С именем Пушкина, и этим он – всем на удивление – нов, свеж,  современен и интересен, всегда связано чувство физического присутствия, непосредственной близости, каковое он производит под маркой доброго знакомого, нашего с вами круга и сорта, всем
доступного, с каждым встречавшегося, еще вчера здесь рассыпавшего свой мелкий бисер. Его появление в виде частного лица, которое ни от кого не зависит и никого не представляет, а разгуливает само по себе, заговаривая с читателем прямо на бульваре: – Здравствуйте, а я Пушкин! – было как гром с ясного неба …»

     Такое же удивление вызывают рисунки Реваза Ливановича Габриадзе. В начале 1990-х годов собрание Всесоюзного музея А. С. Пушкина (ныне Всероссийского) пополнилось его графическими работами.

     Пушкин и его жизнь увиденная, художником не укладывается в рамки академического восприятия. Не случайно, первым издательством, принявшим такого Пушкина, было издательство А. Синявского и М. Розановой. В Париже, в их домашней типографии было отпечатано 100 экземпляров книги «Пушкин за границей», придуманной Резо Габриадзе и Андреем Битовым. Авторы отправили Пушкина в Испанию, оказавшись смириться с тем фактом, что поэт так и не побывал ни в Севилье, ни в Париже, ни в Нью-Йорке, ни в Китае…

Экземпляр книги «Пушкин за границей» за № 55 был подарен музею авторами. А на больших полуватманах, испещренных перовыми рисунками, приобретенных нашим музеем в 1990-х годах, разыгран целый спектакль, придуманный Резо Габриадзе.

    Как часто, получив очередной отказ в выезде заграницу, Пушкин превращался в птичку, вылетал в Париж и садился на веточку в саду Тюильри. Тонко подмечена Резо эта удивительная способность Пушкина к перевоплощению: «Иногда он превращался в кустик, а иногда в сахарницу, а бывало и в карету, и в кибитку, и в пенёк…», «иногда он превращался в чернильницу и слушал безмолвные стихи чернил…».

     У Габриадзе Пушкин не только творит свои бессмертные произведения, оставляя из на стенах казенных домов, бросая эти шедевры в речку, или, написав в первый морозный день стихи на окне, никогда их не печатает, потому что «они таяли и он из забывал навсегда». Пушкин для художника не бронзовая статуя, не монумент, а живой человек, которому ничто человеческое не чуждо. Мог же он болеть! «А когда у него была температура, он часто уплывал на юг». Ну а когда Пушкин был полон сил, он мог ловко раздуть самовар сапогом, обменяв его на цилиндр. «Трудолюбивый Пушкин» - так называется еще одна книга, вышедшая тиражом 99 экземпляров. Она вышла в издательстве «Аюрведа» под грифом – Театр книги «БАГАЖ». Имена Битов, Габриадзе, Жванецкий – составляют это название, и можно представить, какой фейерверк фантазии и юмора являет собой эта книга.

     Авторы не сомневались, что Пушкин был азартен. Он играл в карты и шахматы, причем «ничуть не боялся играть в шахматы с вооруженными черкесами».

     Пушкин мог быть и обманутым. Однажды «ночью в Душети по ошибке ему продали вместо коня ишака – очень хитрого и непорядочного. Он так прогибался, что А. С. Пушкин не заметил как 15 верст бежал на своих ногах».

     Фантазии Габриадзе имеют под собой такую твердую почву, что невозможно сомневаться в реальности происходящего. Кто может поспорить с тем, что юный Пушкин со своими друзьями-лицеистами, избрав себе предмет для воздыханий – мадам Шарон-Лароз, не могли впрячься в ее карету, предварительно подпоив лошадей. «А утром лошади мадам Шарон-Лароз пришли на второй урок к лицеистам за шампанским!»

     И приятелей Пушкину Резо придумал замечательных, настолько колоритных, что уже не смеешь усомниться в том, что не могло быть таких людей. Чего стоит только генерал граф Александр Александрович Великанов! Пушкин долго помнил их первую встречу: «Вдруг на краю пропасти выскочил картинной наружности всадник. Он смотрел на свои нерегулярные черты лица в походном зеркале. Это был граф А. А. Великанов. Граф с небольшим отрядом сопровождал повозки с сургучом и гусиными перьями до Тифлиса».

     Говорили, что закончил генерал Великанов свой жизненный путь весьма героически. Однажды в жарком бою, благородно воинственные черты его нерегулируемого лица исказились скорбью – он увидел птенчика в гнезде и 3 яичка уносимые волнами Терека. Он прыгнул с коня в Терек и больше его никто не видел.

     А еще говорили, какой-то злодей немец в России попросил передать его А. С. Пушкину первое стальное перо, и граф не смог противиться любопытству и решил написать пару стихов в подражании А. С. Пушкину. И тут стальное перо проявило магнетизм и привлекло молнию. Можно сказать, что граф принял смерть вместо поэта?..

     Ходили слухи, что 30 лет гостил у Россини, совместно с ним дегустируя и создавая обеды. В это я готов верить, - пишет Резо Габриадзе, не желая расставаться со своим героем.

     Мы тоже не желаем расставаться с фантазиями художника, с Пушкиным и самим Ревазом Ливановичем Габриадзе. Здоровья Вам, Мастер! С Новым Годом!

 Е. В. Старинкова