Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Материалы, представленные в этом разделе, взяты из книг: 

  • "Иду вдоль книжных полок" (СПб., 1995)
  • Бокариус М. В. Путеводитель по библиотеке Всероссийского музея А.С.Пушкина (СПб., 2000).

Лицейская библиотека

 М. В. Бокариус,  С. М. Некрасов


 

 История библиотеки Императорского Лицея началась в первые годы обучения лицейских воспитанников. Подготовившись к встрече первых тридцати лицеистов, руководство Лицея, однако, не сумело к началу занятий полностью подготовить для них библиотеку. Библиотечные фонды формировались постепенно. В 1811-1817 годах для библиотеки Лицея было выписано немало книг и периодических изданий, что нашло отражение в особом реестре, сохранившемся до наших дней.1

В состав лицейской библиотеки первоначально входили книги, написанные преподавателями Императорского Царскосельского Лицея, учебники русского, французского, немецкого языков, а также периодические издания.

Среди юных лицеистов, на формировании которых отразились во многом вкусы и запросы эпохи Просвещения, сложился трогательный и возвышенный культ чтения и библиотеки. Лицеисты заботились о пополнении библиотеки, приносили ей в дар собственные книги, как во время, так и уже после завершения их учебы в Лицее. В письмах лицеистов первого набора можно встретить посвященные библиотеке высокопатетические пассажи, отражающие дух эпохи Просвещения и в то же время сложившийся уже в самом Лицее культ “легкой поэзии”. “Достигают ли до нашего уединения выходящие книги? спрашиваешь ты меня; можешь ли в этом сомневаться?.. — писал Алексей Илличевский своему другу П.Н. Фуссу — чтение питает душу, образует разум, развивает способности; по сей причине мы стараемся иметь все журналы — и впрямь получаем: “Пантеон”, “Вестник Европы”, “Русский Вестник” и пр. Так, мой друг! и мы тоже хотим наслаждаться светлым днем нашей литературы, удивляться цветущим гениям Жуковского, Батюшкова, Крылова, Гнедича. Но не худо иногда подымать завесу протекших времен, заглядывать в книги отцов отечественной поэзии — Ломоносова, Хераскова, Державина, Дмитриева; там лежат сокровища, из коих каждому почерпать должно. Не худо иногда вопрошать певцов иноземных (у них учились предки наши), беседовать с умами Расина, Волтера, Делиля и, заимствуя от них красоты неподражаемые, переносить их в свои стихотворения”2

Именно этот процветавший среди лицеистов культ книги, преломившись в литературной традиции дружеского послания, воплотился в пушкинском стихотворении “Городок”, в котором предстает идиллический приют поэта, центральное место в котором отведено личной библиотеке: “Укрывшись в кабинет, Один я не скучаю И часто целый свет С восторгом забываю. Друзья мне — мертвецы, Парнасские жрецы; Над полкою простою Под тонкою тафтою Со мной они живут”.3

В бытность Пушкина в Лицее книги из библиотеки выдавали дежурные гувернеры, штатные библиотекари появились только с середины 1817 года.

Библиотекарем Александровского Лицея был и Иван Яковлевич Селезнев с 1854 по 1859, преподаватель русского и славянских языков, известный своей монографией о Лицее: “Исторический очерк Императорского бывшего царскосельского ныне Александровского Лицея за первое его пятидесятилетие с 1811 по 1861 г.”. (СПб., 1861). В приложении к монографии И.Я. Селезнев поместил инструкцию, которой должен был следовать библиотекарь Императорского Лицея. Два первых параграфа этой инструкции гласили: “Библиотека Лицея <…> имеет целью составлять пособие при воспитании и образовании юношества лицейского <…> собирать редкое и достойное памяти в области просвещения, не ограничиваясь ни временем, ни различием языков, литератур и содержанием сочинений — исключая, разумеется, случаев, когда сочинения признаны вредными.” 2. Библиотека Лицея составляет одно из лучших украшений заведения.”4

Министерство народного просвещения, однако, отпускало на приобретение книг для библиотеки Лицея весьма малые суммы денег, на что указал в первый же год своего директорства Е.А. Энгельгард. В связи с этим в 1816 году он непосредственно обратился к Александру I с просьбой обратить внимание на необходимость пополнения библиотечных фондов. Вскоре последовало высочайшее решение: “отдать Лицею библиотеку, находящуюся в Александровском дворце в Царском Селе с тем, чтобы она сохранена была; ибо дается она ему не в собственность, а только для пользования. На таком же основании взять и книги, находящиеся в Яшмовых Комнатах, кои признаны будут полезными, и, сверх того, отпускать в Лицей все полезные книги из числа присылаемых в департамент министерства просвещения.”5

Библиотека пополнялась также многочисленными дарами. В дальнейшем формирование ее фондов шло уже достаточно интенсивно и регулярно. В 1819 году только доставленных от департамента министерства просвещения книг считалось 4 195 томов.

Библиотеку Царскосельского Лицея унаследовал его правопреемник Александровский Лицей, переехавший в 1843 году из Царского Села в Петербург. К концу XIX века книжное собрание Императорского Лицея, насчитывавшее уже десятки тысяч томов, превратилось в одну из лучших библиотек элитных учебных заведений Санкт-Петербурга. Фонды лицейской библиотеки в это время пополнились целым рядом уникальных изданий. Среди них были уже и книги, посвященные истории Лицея, а также ежегодно издававшиеся “Памятные книжки лицеистов”.

Лицей свято хранил память о своих питомцах и более всего о гениальном поэте. Особое место поэтому в библиотеке Лицея заняли Pushkiniana и Lycйana, то есть сочинения Пушкина и о Пушкине, о Лицее и его выдающихся выпускниках. Pushkiniana и Lycйana составили отдельный фонд лицейского книжного собрания, на основе которого была создана Пушкинская библиотека, положившая начало Пушкинскому музею Императорского Александровского Лицея, открывшемуся 19 октября 1879 года. Пушкинский юбилей 1899 года, а также 100-летие Императорского Лицея стали мощным стимулом к публикации многочисленных материалов, посвященных истории Лицея и биографии знаменитого лицейского воспитанника.

Самые драматические страницы своей истории лицейская библиотека пережила в первые революционные годы. После закрытия Императорского Александровского Лицея в 1918 году лицейский книжный фонд решено было передать в Екатеринбург для создания “Всеуральской Библиотеки”. Один из старейших петербургских букинистов Федор Григорьевич Шилов писал в связи с этим: “Библиотека передана Уральскому Университету и при перевозке, по имеющимся сведениям, значительно пострадала”.6 По сообщениям “Красной Газеты” часть книг лицейской библиотеки была брошена и забыта на железнодорожном складе в Москве. Почти половина из них была залита в подвалах весенним наводнением, часть — похищена7 .

Однако основной массив книг Лицейской библиотеки был все же сохранен в собрании Уральского университета. В 1963 и 1977 годах часть книг Лицейской библиотеки, относящихся, по всей видимости, к поступлениям первой трети девятнадцатого века, были переданы в экспозицию Музея-Лицея. Для них были заказаны шесть книжных шкафов красного дерева, выполненных по точным описаниям шкафов, в которых размещалась Лицейская библиотека в пушкинское время.8

Сегодня книги Лицейской библиотеки многие из которых помнят прикосновение рук Пушкина и его товарищей по учебе, как и во времена, когда писалась инструкция библиотекарю “составляют одно из лучших украшений” Царскосельского Лицея.

 


1 ГИАЛО. Ф. 11. Оп. 2. Д. 3714.

2 Письма Илличевского к Фуссу // Грот К.Я. Пушкинский Лицей. СПб., 1998. С. 76-77.

3 Пушкин А.С. Полное собр. соч. Т. 1. С. 97.

4 Селезнев И. Исторический очерк Императорского Лицея. 1811-1861. СПб., 1861. С. 95.

5 Селезнев И. Исторический очерк Императорского Лицея. С. 74. Библиотека Александровского дворца была собственностью Александра I; а книги Яшмовых Комнат составляли библиотеку Екатерины II.

6 Шилов Ф.Г. “Судьбы некоторых книжных собраний за последние десять лет” // Альманах библиофила. Л., 1929. С. 170.

7 Славинский Н. “Старая Книга” // “Красная Газета”. 1928. N 268.

8 М. Руденская, С. Руденская. “Наставникам… за благо воздадим”. Л., 1986. С. 224.