Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Материалы, представленные в этом разделе, взяты из книг: 

  • "Иду вдоль книжных полок" (СПб., 1995)
  • Бокариус М. В. Путеводитель по библиотеке Всероссийского музея А.С.Пушкина (СПб., 2000).

Частные собрания в составе музейной библиотеки 

Два книжных собрания, выделенные в каталоге и хранящиеся в отдельных помещениях, являются гордостью нашей библиотеки. Их владельцами были знаменитые петербургские библиофилы Сергей Леонидович Марков (1905—1965) и Всеволод Александрович Крылов (1898—1986). Хочется сказать несколько слов об этих собраниях и о трагических судьбах их владельцев, людей, посвятивших свою жизнь книге.

Архитектор С.Л. Марков собрал основную часть своей коллекции еще до войны. В 1941 году он ушел на фронт. В 1944 под Одессой был тяжело ранен и на третьи сутки после боя был подобран немецкими трофейщиками. Он был прооперирован в немецком госпитале, где врачам пришлось отнять правую руку по плечо. Сразу же он начал учиться писать левой рукой, сделал маленькую самодельную книжечку, в которой принялся описывать по памяти свою коллекцию, озаглавив эти записи “Мое маленькое собрание”. Находясь в одном из самых страшных немецких лагерей в немыслимых для человека условиях, он писал о том, что самым важным считает “сохранить первые издания великих русских писателей для наглядного свидетельства грядущим поколениям”[1]. В 1945 году он был освобожден канадской армией. Вернувшись в Ленинград, С.Л. Марков прошел через все горести и унижения, которые испытали тогда все, побывавшие в плену.

Его собрание в годы блокады сохраняла мать его жены, Прасковья Григорьевна Кильгаст. Погибая от голода и холода, она берегла книги. Уже после войны Прасковья Григорьевна рассказывала, что она выжила только потому, что не топила печку книгами, как вынуждены были делать многие ленинградцы. Жене букиниста И.С. Наумова Екатерине Николаевне навещавшей ее зимой 1942 года она говорила так: “Я сохраняла и защищала книги, а книги сохранили меня”.

Собрание С.Л. Маркова — это не только книги, но и старательно приобретавшиеся им рукописи, виды Петербурга, работы выдающихся художников конца XVIII-XIX вв., портреты, гравюры, литографии, предметы прикладного искусства — было подарено музею в 1986 году его вдовой Валентиной Владимировной Марковой-Кильгаст.

В небольшой комнате, где воспроизведена обстановка кабинета Сергея Леонидовича, в двух принадлежавших ему старинных книжных шкафах хранятся любовно собранные им книги. Гордостью его коллекции была знаменитая в Петербурге пушкиниана, не раз побывавшая на юбилейных выставках, наиболее ценным экземпляром которой сам Марков по праву считал подлинную рукопись Пушкина “Записка о народном воспитании”. В своих воспоминаниях он писал о ней: “Венец моей пушкинианы. Приобретена мною перед самым началом войны. Стоила мне около 5000 рублей. Я считаю, это очень дешево. А сколько прекрасных книг пришлось продать для этого!”[2] Сейчас эта рукопись находится в рукописном отделе Пушкинского дома.

Особым достоинством экземпляров марковского собрания является то, что они оставлены в первозданном, “девственном” виде: в тех самых бумажных переплетах, в которых они когда-то увидели свет, а в уже переплетенные книги коллекционер специально вкладывал найденные им варианты цветных обложек данного тиража.

Ряд экземпляров прижизненных пушкинских изданий из марковского собрания по праву можно считать уникальными. Так, в “Бахчисарайском фонтане” (СПб., 1827), одном из самых редких прижизненных изданий произведений поэта, попавшем к Маркову из собрания Ф.И. Стравинского (известного певца Мариинского театра, отца знаменитого композитора), сохранились первые оттиски гравированных иллюстраций (до подписи гравера). Эти иллюстрации художника С.Ф. Галактионова считаются одними из лучших к произведениям Пушкина. К редчайшим экземплярам пушкинианы относится и “Борис Годунов” 1831 года в печатной обложке. Сергей Леонидович пишет, что за все годы его собирательства он видел только два экземпляра в печатных обложках, и, очевидно, эти экземпляры из тех ста, которые П. А. Плетнев (издатель почти всех сочинений Пушкина) напечатал специально для Пушкинa[3].

Для самых ценных изданий Сергей Леонидович заказывал специальные футляры, подбитые белым или красным муаром, у лучшего петербургского переплетчика В.А. Макарова. В таком футляре и хранятся у нас бесценные главы “Евгения Онегина”, выходившие с 1825 по 1832 год в семи книгах. “Мечта библиофила, имеющего предметом собирательства русскую литературу, — писал Сергей Леонидович, — иметь в своем собрании украшение всей пушкинианы — “Евгения Онегина” в главах. Самое ценное и редкое из всех прижизненных изданий произведений Пушкина (в полном виде и непременно в обложках)”[4].

Первая книга Пушкина “Руслан и Людмила” (СПб., 1820) из собрания С.Л. Маркова имеет драгоценный автограф: “Из книг К. Рылеева”. “Нет необходимости — отмечал С.Л. Марков говорить об особом интересе к такому экземпляру, тем более, что вообще первое издание “Руслана и Людмилы” в хорошем виде всегда было редким и ценным. Прекрасный фронтиспис, вышедший в свет позднее самой книги, — первая из отпечатанных иллюстраций к пушкинским произведениям”[5].

В марковский экземпляр “Истории Пугачевского бунта” (Ч. 1-2. СПб., 1834) вложен подлинный документ эпохи “пугачевщины” — “Объявление прощаемым преступникам. Читано в Престольном граде Москве при всенародном зрелище на Красном крыльце января 11 дня 1775 года”. Марков очень ценил этот экземпляр, так как оба тома сохранены в первозданном виде, с печатными обложками и с замечательной гравюрой — портретом Пугачева в I томе. Обе части хранятся в полукожаном футляре, внутри подбитом белым муаром.(Футляр работы В.А. Макарова).

Говорить о всем марковском собрании в кратком путеводителе сложно, так как каждая книга здесь уникальна. На выставке “Музей и коллекционер”, посвященной памяти С.Л. Маркова, в 1995 г., книжная экспозиция заняла несколько залов. Там были представлены автографы современников Пушкина Г.Р. Державина, И.И. Димитриева, А.Е. Измайлова, В.Ф. Одоевского, Е.П. Ростопчиной, В.С. Филимонова, первые издания писателей и поэтов пушкинской поры А.С. Грибоедова, А.А. Дельвига, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова. Назовем лишь некоторые особенно редкие экземпляры этого собрания:

— Грибоедов А.С. Горе от ума. М., 1833, с сохранением печатной обложки.

— Притворная неверность. Переведена с французского А. Грибоедовым и А. Жандром. СПб., 1818.

— Жуковский В.А. Двенадцать спящих дев. СПб., 1817.

— Жуковский В.А. Певец на Кремле. СПб., 1816.

— Муравейник, литературные листы, изданные неизвестным обществом неученых людей. СПб., 1831.[6]

— Ершов П.П. Конек-Горбунок. СПб., 1834.

— Гоголь Н.В. Арабески. СПб., 1835.

— Гоголь Н.В. Миргород. СПб., 1835 (в книгу вложена визитная карточка Н.В. Гоголя).

— Гоголь Н.В. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Изд. 2-е. М., 1846 (в книгу вложена лицевая часть обложки первого издания 1842 г., выполненная по рисунку Н.В. Гоголя. Обложка первого издания - большая редкость).

— Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Ч. 1-2. СПб., 1840. Т. 1-2 (в желтых печатных обложках; обе части в одном полукожаном футляре, внутри подбитом красным муаром).

С.Л. Маркову удалось собрать почти все прижизненные издания И.А. Крылова, среди которых он особенно выделял издание “Басни.” (Ч. 1-2. СПб., 1834). Обе части в темно-красном кожаном переплете XVIII в., с суперэкслибрисами, с авторской раскраской. Член Академии Художеств Андрей Петрович Сапожников сделал 93 рисунка к басням И.А. Крылова, в которых переданы смысл и дух басен, местность, характер лиц и животных, действие, разговор. Экземпляр особенно ценен свежестью тонов раскрашенных офортов.

В коллекции Маркова имеются и уникальные иллюстрированные французские издания конца XVIII века:

— Fénelon. Les aventures de Télémaque. T. 1-2. Paris, 1785.

— Milton. Le paradis perdu. Poéme. Edition en Anglais et Français. Ornée du douze Estampes imprimées en couleur d'apres les Tableux de M. Schall. T. 1-2. Paris, 1792.

— Florian de. Galatée. Roman pastoral imité de Cervantes. Dessins de M. Monsiau. Paris, 1793.

— Ovide. Les métamorphoses, en Latin et en Français. De la traduction de m. l'Abbé Baner. Paris, MDCCLXVII. Книга с экслибрисом библиотеки Царскосельского дворца. Одно из самых изящных иллюстрированных изданий XVIII века.

Нужно сказать несколько слов и об издании Бодлера, тираж которого составлял всего 115 экземпляров: Baudelaire Charles. Quinze histoires d'Edgar Poe. Illustrations de Louis Legrand. Paris, 1897. Экземпляр № 35 из собрания Маркова принадлежал Жоржу Масону. Это один из 50 экземпляров, напечатанных специально для действительных членов Общества друзей книги. Переплетен он знаменитым французским переплетчиком Шамболем Дюрю (Chambolle Duru).

Выходя из кабинета, где хранится коллекция С.Л. Маркова, мы мысленно прощаемся с людьми, которые смотрят на нас с двух небольших портретов за стеклами книжного шкафа, — Сергеем Леонидовичем, акварельный портрет которого был написан сразу же после освобождения из плена польским художником, его собратом по несчастью, и Валентиной Владимировной Марковой, чье милое улыбающееся лицо запечатлено на пожелтевшей от времени фотографии, женщине, сделавшей все, чтобы их семейное бесценное сокровище хранилось в музее и сберегалось нами и теми, кто придет нам на смену. Валентина Владимировна передала нам пять томов машинописного текста описания библиотеки, составленного Сергеем Леонидовичем. В ближайшем будущем мы надеемся полностью издать его.

 

* * *

 

Всеволод Александрович Крылов родился во Владимире в 1898 году, окончил гимназию и вскоре после революции переехал с родителями в Петербург. Родители поселились в Петергофе, а он поступил в Горный институт, по окончании которого получил специальность горного инженера. Собирательством он стал увлекаться с юных лет и до последних лет жизни с особым энтузиазмом собирал материалы, связанные с историей города Владимира Владимирской губернии. К началу войны у него было большое книжное и рукописное собрание. Его увлекали также этнография, первопечатные издания, книги петровского времени гражданской печати, старообрядческие рукописи. В 1941 году он ушел на Ленинградский фронт. Перед уходом на участке около своего дома в Петергофе он вырыл глубокий погреб, выложил его кирпичом, укрепил железными листами и поместил там все собранное им, и, заложив деревянной крышкой, засыпал землей. Ему пришлось воевать недалеко от этих мест, и однажды, получив увольнение, он смог пробраться к своему дому и увидел, что упавшая недалеко от дома бомба уничтожила тщательно спрятанное им сокровище. Сумел он найти и своих родителей, которые прятались в землянке в соседнем лесу. Они были тяжело больны, умирали от голода и холода, но помочь он им ничем не мог, так как вынужден был вернуться в свою часть. Это была их последняя встреча. Рассказывая об этом много лет спустя, он не мог удержать дрожи в голосе. Всеволод Александрович дал себе слово никогда ничего больше не собирать. Но, видимо, страсть к коллекционированию — одна из самых сильных страстей. И после войны он заново начинает собирать рукописи и книги. Более 120 старообрядческих рукописей были переданы им незадолго до смерти в Российскую национальную библиотеку. В.А. Крылов почитал и любил Пушкина и очень хотел, чтобы оставшаяся часть его собственного собрания попала в музей поэта. Первые партии книг, рисунков, изобразительных материалов и акварелей были куплены музеем у самого коллекционера. После его смерти вдова Всеволода Александровича Ангелина Васильевна Крылова выполнила его волю и продолжала пополнять наши фонды книгами и предметами искусства из его собрания.

У нас хранится более 800 книг из библиотеки В.А. Крылова. Среди них представляют особый интерес издания малоизвестных писателей и поэтов пушкинского времени, любовно собиравшиеся Всеволодом Александровичем на протяжении многих десятилетий: А. Мейснера, В.И. Романовича, А.Е. Грена, Ф.Н. Слепушкина, В.С. Филимонова. Эти же издания входили и в состав библиотеки Пушкина. Многие книги крыловского собрания — с автографами Н. Новикова, В. Жуковского, В. Одоевского, А.А. Фукс, Н. Бичурина, Ф. Булгарина.

Большой раздел этого собрания представляют книги, касающиеся истории и географии России, путеводители и справочники. Укажем некоторые, наиболее редкие из них:

— Бакмейстер. Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской империи. СПб., 1771;

— Белевы путешествия через Россию, в разные азиатские земли, а именно в Испагань, Пекин, в Дербент и Константинополь. СПб., 1776;

— Журнал путешествий Никиты Акинфиевича Демидова по иностранным Государствам с начала выезда его из Санкт-Петербурга 17 марта 1771 г. по возвращении в Россию ноября 22 дня 1773 г. М., 1786;

— Левшин А. Письма из Малороссии. Харьков, 1816;

— Историческое и статистическое обозрение уральских казаков. СПб., 1823 (книга, которой несомненно пользовался А.С. Пушкин при работе над “Историей Пугачевского бунта”);

— Броневский С. Новейшие исторические и географические известия о Кавказе. Ч. 1-2. М., 1823;

— Тепляков В. Письма из Болгарии (писано во время кампании 1829 года). М., 1833;

— Бантыш-Каменский Н. История Малой России. Ч. 1-2. 1842;

— Баженов Н. Казанская история. Казань, 1847;

— Шишкина Олимпиада. Заметки и воспоминания русской путешественницы по России в 1845 году. Ч. 1-2, с приложенными планами. СПб., 1848;

— Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. С 25 литографиями. Ч. 1-2. М., 1850;

— Путешествия по северу России в 1791 году. Дневник П.И. Челищева, изданный под наблюдением А.Н. Майкова. СПб., 1886.

В библиотеку Крылова попала часть собрания академика А.И. Тюменева, в состав которого, в свою очередь, входила библиотека Н.С. Лескова[7]. К нам попали многочисленные интересные песенники, сборники сказок, пословиц и преданий русского народа, азбуки и буквари, несколько почтовых дорожников, путеводители, входившие, по-видимому, первоначально в библиотеку великого писателя.

Величайшей редкостью всегда считались “летучие издания”, представляющие особый раздел собрания Крылова. Среди них можно выделить стихотворные опусы пресловутого поэта-графомана графа Д. Хвостова, служившего предметом неистощимых насмешек литераторов пушкинского круга:

— Козловскому, ваятелю статуи Генералиссимуса князя Италийского графа А.В. Суворова-Рымникского. СПб., 1801;

— Ода Законы. СПб., 1811;

— На вторичное вступление сынов Европы в Париж. СПб.,1815;

— Русские мореходцы или корабли “Открытие” и “Благонамеренный” на Ледовитом океане. СПб., 1823;

— Послание к N. N. о наводнении Петрополя, бывшем в 1824 году 7 ноября. СПб., 1825.

К “летучим изданиям” из коллекции В.А. Крылова относятся и многочисленные оды малоизвестных поэтов начала XIX века, написанные на дни рождения и кончины государей, такие, как “Ода, преподнесенная на день рождения Государя Императора Александра Павловича” Н. Леонтьева (СПб., 1801); издание времен Отечественной войны 1812 года “Песнь на ополчение против французов” Я. Деминского (СПб., 1812) и многие другие.

Среди разнообразных альманахов и сборников конца XVIII - первой половины XIX вв. из собрания Крылова нужно особо отметить детские альманахи, очень небольшое число экземпляров которых дошло до наших дней:

— “Детский павильон. Книжка, содержащая в себе черты из русской истории, разные повести, разговоры, анекдоты, сказочки и проч. На 1836 год”, издававшийся Б.М. Федоровым (СПб., 1836). Экземпляр с многочисленными раскрашенными от руки литографиями.

— “Букет цветов. Сост. из прозаических сочинений лучших русских писателей. Золотой подарок для юных читателей. С 25-ю иллюминированными картинками” (СПб., 1839).

Любопытна книжка из собрания Крылова, название которой вызывает у нас улыбку и свидетельствует об актуальности темы и на сегодняшний день: “Искусство брать взятки. Рукопись, найденная в бумагах Тяжалкина, умершего титулярного советника” (СПб., 1830). Из многочисленных изданий с автографами назовем книгу В. Филимонова “Проза и стихи”. (Ч. 1. М., 1822), подаренную автором графу Алексею Андреевичу Аракчееву, с его экслибрисом и знаменитым аракчеевским девизом: “Без лести предан”.

Уникальное издание о гербах и геральдике “Encyclopédie méthodique du par ordre de Métier” (Paris, 1784) с суперэкслибрисом Наполеона на передней и задней крышках обложки, входившее в состав библиотеки французского Императора.

Собрание В.А. Крылова продолжает пополняться в настоящее время новыми материалами, и мы пользуемся случаем выразить глубочайшую благодарность вдове коллекционера А.В. Крыловой за ее верность нашему музею даже в самые трудные годы.



[1] Марков С.Л. Мое маленькое собрание // “Иду вдоль книжных полок” С. 143.

[2] Там же. С. 150.

[3] Смирнов-Сокольский Н.П. Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина. С. 261.

[4] Марков С.Л. Каталог собрания. Т. 1. Пушкиниана. [Машинопись] Экземпляр библиотеки Всероссийского музея А.С. Пушкина. С. 3.

[5] Там же. С.483.

[6] “Редчайший сборник, издававшийся В.А. Жуковским в количестве 30 экз.” (Каталог № 4. Международная книга. М., 1925. № 218).

[7] Сын писателя А.И. Лесков продал почти всю библиотеку отца антикварной книжной лавке Я.А. Соколова, оставив себе лишь небольшую часть прежнего собрания (см.: Шляпкин И.А. К биографии Н.С. Лескова // “Русская старина”. 1895. № 12. С. 211). Значительную часть библиотеки купил литератор, либретист и композитор Илья Федорович Тюменев (1855-1927). Библиотека И.Ф. Тюменева перешла к его сыну Александру Ильичу, специалисту по истории Древнего Востока, академику. После кончины А.И. Тюменева в 1954 году его вдова Е.А. Тюменева стала продавать огромную библиотеку по частям (см.: Мартынов П.Н. Полвека в мире книг. М., 1990. С. 484, 501-502). В.А. Крылов был знаком и с отцом и с сыном Тюменевыми и приобрел значительную часть распродававшейся библиотеки.