Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

А. Г. Рабинянц

Ушедшее навсегда время


 

       Во Всероссийском музее А. С. Пушкина создавались выставки, посвященные Серебряному веку, - «Коридор Вечности» (Неизвестные страницы Серебряного века русской культуры по материалам частных собраний Петербурга ),1995 г., «Судьбы скрещенья» (Б. Пастернак в Петербурге), 1996 г., «Н. Войтинская. Живопись. Графика», 2000 г., «Портрет поэта. Лицо эпохи. Серебряный век», 2001 г., «Петербургский Кузмин» (О поэте Серебряного века М. А. Кузмине), 2002 г.

     В этих выставках, кроме небольшого круга материалов Всероссийского музея А. С. Пушкина, всегда экспонировались материалы из других музеев Петербурга, и особенно, из частных собраний петербургских коллекционеров и личных архивов. Благодаря совершенно бескорыстному и подлинно щедрому участию многих петербуржцев в создании этих выставок, мы смогли увидеть уникальные вещи, связанные с историей Серебряного века, его искусства и культуры, и попытались приблизиться к раскрытию сложных тем, среди которых были такие, как «Б. Л. Пастернак и Петербург» и «М. А. Кузмин и Петербург». Между тем, никогда не было задачи показывать коллекции, или выставлять экспонаты ради них самих, а было стремление уловить и ощутить дух сложного времени начала ХХ века, в котором на равных существовали самые разные направления и творческие искания. Через живопись и графику, подлинные рукописи и мемориальные фотографии, книги с автографами поэтов Серебряного века, экслибрисы, карикатуры, редкие книжные издания, подлинные реликвии – личные вещи поэтов и художников, чудом сохранившиеся в семейных архивах и коллекциях Петербурга, можно было ощутить, почувствовать и передать ушедшее навсегда время. Иногда мы ограничивались небольшим кругом материалов, потому что хватало даже намека для тех, кто любил и хорошо знал культуру и искусство Серебряного века. Общей была наша «тоска по мировой культуре», и возникали воспоминания о прошлом, грустные и радостные одновременно.

      Для многих зрителей, пришедших на выставки о поэтах Серебряного века, эти выставки были как глоток чистого воздуха, потому что мы все чувствовали тогда нашу связь с культурой того времени, которая на самом деле никогда и не прерывалась в Петербурге.
Хочется назвать всех наших помощников и соратников, многих из которых уже давно нет с нами. Без них ничего бы нам не удалось тогда воплотить в жизнь. М. З. Гордон и Ф. Л. Вязьменская, В. С. Бахтин, Г. А. Вселюбский, С. С. Тимофеева-Томская, В. В. Макарова-Добровольская, В. И. Палеев, И. Н. Пунина и А. Г. Каминская, С. Б. Ласкин, А. Д. Левинсон, Б. Л. Галеркина, Г. Я. Генсировская, Е. М. Царенкова, А. М. Луценко, В. Н. Сажин, И. Е. Прудников, В. А. Петрицкий, М. В. Бокариус, А. А. Кроленко, А. Л. Дмитренко, В. П. Старк, Н. В. Брагинская, М. В. Рождественская и Н. В. Рождественская, Р. Б. Попов, А. Г. Ирлин, Е. Л. Эппельбаум, Н. Я. Рыкова, М. В. Петрова, Н. П. Шмидт-Фогелевич, А. Л. Ракова, А. А. Смольевский, Ф. А. и Г. П. Чудновские, Б. Н. Васильев, Е. М. Крапивина, Г. А. Глаголева.

     С благодарностью и от всего сердца называю я эти дорогие мне имена тех, кто не только давал материалы из личных архивов и коллекций, но и участвовал в нашем общем деле всей душой и сердцем. Особо мне хочется вспомнить о М. З. Гордоне и В. С. Бахтине. Оба они прошли Великую Отечественную войну, были людьми высоких духовных интересов, и счастьем было их знать и с ними общаться.

     Марк Захарович Гордон был врачом и поэтом. Он собирал книги забытых или мало известных поэтов Серебряного века. На многих из его книг были ценнейшие автографы, которые никогда не были опубликованы. Из поэтов, книги которых он собирал и перечитывал всю жизнь, были князь Владимир Палей, Сергей Кречетов (Гриф), Надежда Львова, Аделаида Герцык, граф С. П. Зубов, К. Эрберг, Эллис (Л. Л. Кобылянский), Виктор Гофман, Грааль Арельский, Чролли, Михаил Сандомирский, Александр Кондратьев. Эти книги и очень редкая, уникальная книга Шарля Ириарте «Франческа Де Римини» (Париж, 1883 г.) из библиотеки графа и поэта Серебряного века – В. А. Комаровского, - были в основе и в центре выставки «Коридор Вечности» (Неизвестные страницы Серебряного века русской культуры. По материалам частных собраний Петербурга) 1995 года. Собрание М. З. Гордона и вызвало желание сделать эту выставку, в которой, кроме него, участвовало еще двенадцать коллекционеров. После смерти М. З. Гордона некоторые из его книг были представлены на выставке «Портрет поэта. Лицо эпохи. Серебряный век» в 2001 году, благодаря дочери М. З. Гордона – Е. М. Кригель. Занимаясь подготовкой к публикации дневников отца, она обнаружила его запись о желании передать всю коллекцию в библиотеку Всероссийского музея А. С. Пушкина. К сожалению, часть этого уникального, редкого собрания была распродана без ее ведома, но около тридцати книг, уцелевших и оказавшихся после смерти отца у нее, Е. М. Кригель подарила библиотеке нашего музея.

     Открытием выставки «Коридор Вечности» стал художник В. А. Тронов, работы которого мы получили от Г. А. Вселюбского. О судьбе этого художника, создававшего свои картины в 1920-1930-х годах, Г. А. Вселюбский рассказал нам неизвестные до этого сведения, которые он сам разыскал и собрал. Судьба художника В. А. Тронова была трагична, так как он, как и многие люди его поколения, был репрессирован, и, если бы не чудом уцелевшие его картины, забыт.

     Особое впечатление, среди многих интересных материалов этой выставки, производили на нас – уникальный рисунок С. П. Дягилева «Старинный замок» 1915 года (из собрания Б. Н. Васильева), выразительный портрет Иды Наппельбаум (работы художника В. Паршина), эффектный портрет с изображенными любимыми ею янтарными бусами. Интересно, что эти бусы сохранились, и нам их показывала дочь И. М. Наппельбаум – Е. М. Царенкова. На одной из фотографий, созданных М. С. Наппельбаумом, и показанных на выставке, можно было увидеть и саму Е. М. Царенкову, в возрасте примерно семи лет, рядом с прославленным фотографом и ее дедом, - М. С. Наппельбаумом.

     В одной из витрин лежали листы рукописей никогда не публиковавшихся стихов с рисунками первого хранителя Гатчинского дворца и отца В. В. Макаровой-Добровольской, - Владимира Кузьмича Макарова. А на фотографии из семейного архива Е. М. Крапивиной мы увидели ее мать – Антонину Юлиановну Киренскую, к которой были обращены предсмертные парижские письма поэта Виктора Гофмана.

     Среди материалов «Коридора Вечности», связанных с историей театра «Кривое зеркало», на редких подлинных фотографиях мы могли видеть бабушку С. С. Тимофеевой-Томской – Зинаиду Холмскую, основательницу этого театра, и ее мужа и помощника, известного театрального критика А. Р. Кугеля. А также композитора, написавшего для театра «Кривое зеркало» музыку к пародийному спектаклю «Вампука» - В. Эренберга, родственника В. С. Бахтина. Владимир Соломонович Бахтин участвовал во всех наших выставках, посвященных Серебряному веку. Он был писателем, историком литературы, фольклористом, библиографом, коллекционером очень широкого диапазона. Самые значительные материалы из его собрания, которые украшали наши выставки, - альбом литературного критика Августы Натановны Рашковской (Петербург, 1922 г.) с автографами Ф. Сологуба, К. Вагинова, С. Нельдихена, А. Ремизова, М. Кузмина, Вс. Рождественсокого, Н. Тихонова, Б. Лавренева, также рукописный клавир оперы-пародии Владимира Эренберга «Вампука» и, спасенные В. С. Бахтиным, материалы из архива поэта Ильи Садофьева. Когда В. С. Бахтина не стало, его дочь и сын предоставили нам материалы из его собрания для выставок - «Портрет поэта. Лицо эпохи. Серебряный век» и «Петербургский Кузмин». Первую из этих выставок мы посвятили памяти В. С. Бахтина.

     Естественно, и так и должно было быть, возникали петербургские темы во всех выставках, посвященных культуре Серебряного века, но особенно, в выставках – «Судьбы скрещенья» (Б. Пастернак в Петербурге) 1996 года, и «Петербургский Кузмин» 2002 года. Выставка о Б. Л. Пастернаке дала нам возможность собрать и увидеть семейные реликвии и часть архива петербургских родных поэта – семьи его двоюродной сестры Ольги Михайловны Фрейденберг. Музей Связи, Государственный Русский музей, частные собрания предоставили нам материалы, впрямую связанные с домом на Екатерининском канале (канал Грибоедова, дом 37, квартира 4), в котором жили Анна Осиповна Пастернак (Фрейденберг) и Ольга Михайловна Фрейденберг, и в котором останавливался в молодые годы Б. Л. Пастернак, когда приезжал в Петербург. Это прежде всего – портрет отца Оли Фрейденберг – Михаила Филипповича Фрейденберга, выполненный О. Бразом, подлинные фотографии из семейного архива, переданные в 1949 году Ольгой Михайловной Фрейденберг Музею Связи, а также портрет Саши Фрейденберга, старшего брата Оли, - работы Л. О. Пастернака, из собрания Государственного Русского музея, и никогда не публиковавшиеся письма 1940-х годов О. М. Фрейденберг к ее любимой ученице С. В. Поляковой (из личного архива Е. М. Эппельбаум).

     Упомянутые материалы, показанные на выставках «Коридор Вечности» и «Судьбы скрещенья», конечно, не исчерпывают все редкости, на них показанные. Это было поистине богатство материалов по Серебряному веку, впервые увиденное. Особенно драгоценно, что кроме редких и очень ценных коллекционных вещей, нам давали на выставки и семейные реликвии, проявляя глубокое и тонкое понимание нашей общей задачи и оказывая благородную и совершенно неоценимую поддержку. Я бы назвала поток материалов, которые нам удалось показать на выставке «Петербургский Кузмин» - «золотым дождем», так разнообразно и необыкновенно много нам дали показать петербургские коллекционеры и дети близких друзей М. А. Кузмина – искусствоведа Л. Л. Ракова (его дочь - А. Л. Ракова), искусствоведа Вс. Н. Петрова (его дочь - М. В. Петрова), М. В. и Н. В. Рождественские (дочери поэта Вс. Рождественского) и директор издательства «Академия» в 1930-е годы С. А. Кроленко (его сын - А. А. Кроленко). Впервые выставка, посвященная жизни и поэзии М. А. Кузмина, объединила музейные коллекции Петербурга и частные собрания. В ней участвовали – Государственный Русский музей, Литературный музей и Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский Дом), Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, музей БДТ имени Г. А. Товстоногова, музыкальная библиотека Санкт-Петербургской Филармонии имени Д. Д. Шостаковича, общество «Мемориал». Были также представлены книги, журналы, рукописные документы и фотографии из пятнадцати личных коллекций. На выставке были все прижизненные издания М. А. Кузмина, альманахи и сборники с публикациями его произведений, подлинные рукописи поэта, редкие фотографии, книги с автографами, рисунки Юрия Юркуна и О. Н. Гильдебрандт-Арбениной, портреты М. Кузмина - работы Ю. П. Анненкова, А. Н. Бенуа, Г. С. Верейского, В. В. Воинова, Н. С. Войтинской, Е. С. Кругликовой, Н. Н. Кульбина, Н. Э. Радлова, С. Ю. Судейкина, Н. К. Шведе-Радловой, шаржи М. В. Добужинского и Н. В. Ремизова (Ре-Ми).

     Во всех выставках, посвященных Серебряному веку, участвовали Санкт-Петербургский Театральный музей и Российская Национальная библиотека, предоставляя уникальные материалы. И все же главными были петербургские коллекционеры. Благодаря их творческой энергии и любви к Серебряному веку русской культуры мы смогли тогда соприкоснуться с эпохой русского Ренессанса начала ХХ века. Многие замечательные качества роднили наших помощников с лучшими людьми того времени. Они поддерживали наши идеи не только материалами, но и ценными советами и искренней душевной поддержкой. И сегодня я посвящаю эту статью-воспоминание всем тем, без кого они никогда бы не состоялись в Петербурге, в музее А. С. Пушкина, в Доме Поэта, имя которого так много значило и было дорого для всех поэтов и художников Серебряного века.