Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Двум Александрам Сергеевичам

Лебедева Э. С.


 

     В календаре наших потерь их памятные дни идут один за другим и дата гибели Грибоедова – 30 января 1829 года всегда заслонена в общественном сознании другой трагической датой – смертью Пушкина 29 января 1837 года. Но сегодня мы помянем обоих.

«Бывают странные сближенья».

     Они жили в одно время, прославились при жизни и носили одинаковые имена. Умели ценить один другого. Однажды стали соавторами: Грибоедов привез мелодию и перевод грузинской песни и вдохновил Пушкина на стихотворение «Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной…» Сохранилось обращение к ним третьего поэта – их друга, узника Вильгельма Кюхельбекера: «Двум Александрам Сергеевичам. Пишу к вам обоим, чтобы сосватать вас друг к другу...» Увы! Одного из адресатов не было на свете, когда письмо доставили другому. Пушкин почтил память Грибоедова, включив потрясающий некролог ему в очерк «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Конкретным поводом послужила встреча на перевале у крепости Гергеры(о которой спорят, что ее не было). Вот как Пушкин ее описал: «Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку. Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» – спросил я их. «Из Тегерана». – «Что вы везёте?» – «Грибоеда». Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова! Я расстался с ним в прошлом году в Петербурге перед отъездом его в Персию».

       Судя по некоторым данным, Пушкин не боялся выговора графа Бенкендорфа, собираясь в действующую на Кавказе армию, потому что надеялся через Грибоедова заручиться поддержкой Главнокомандующего И.Ф.Паскевича, который ценил опытного дипломата, да к тому же был женат на его двоюродной сестре Елизавете Грибоедовой. 

       Через восемь лет после злодеяния в Тегеране Пушкин был убит у себя на родине, и обоих любимых друзей оплакал в далекой Сибири в стихотворении «Участь русских поэтов» В. Кюхельбекер (1845).

       «Горе от ума» - кажется, что прогноз всей цивилизации и судеб планеты заключён в этой гениальной формуле, найденной Грибоедовым. Само название, может быть, выше всей комедии. Но сказавший эти печальные слова людям имел и судьбу необычайную. Злые языки некоторых завистливых современников обратили горький афоризм Грибоедова против него самого, когда он погиб в чужой стране: «горе от ума – разумеется, мнимого». Говорили и так: «Опрометчивые порывы усердия покойного Грибоедова» - вице-канцлер Нессельроде обвинил «неловкого» дипломата в разгроме русской миссии и в собственной смерти.

       В Кавказской армии думали иначе. Генерал Н.Н.Муравьев-Карский, отнюдь не будучи другом или поклонником погибшего, горячо возражал: «Грибоедов в Персии был совершенно на своем месте, он заменял нам там единым своим лицом 20-тысячную армию. И не найдется, может быть, в России человека, столь способного к занятию его места. Он был бескорыстен и умел порабощать умы…Поездка его в Тегеран для свидания с шахом вела его на ратоборство со всем царством Персидским,… В сем ратоборстве он погиб, и то перед отъездом своим одержав совершенную победу».
Поэты судят по-своему. Пушкин писал: «Не знаю ничего завиднее последних годов его бурной жизни... Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна», то есть увидел в нем романтического героя.

        Заключение Туркманчайского договора в 1828 году принесло Грибоедову среди современников славу не меньшую, чем его запрещённая цензурой, но распространяемая в списках комедия. Весной фельдмаршал Паскевич отправил его в Петербург вестником мира. Собственно, он и был главным «тружеником мира». 14 марта 1828 года 201 залп с Петропавловской крепости возвестил об окончании Персидской войны. Паскевичу был пожалован титул графа Эриванского, для публики он затмил славу Суворова. Грибоедов был награжден и мог погасить свои и матушкины долги. Он устал, он мечтал об отставке, о частной жизни, о литературных трудах. Но был не волен в своей судьбе.

        Осенью 1828 года он, уже полномочным министром ехал в Персию для ратификации мирного договора. Сотрудник английской миссии предупреждал его: «Туркманчайский мир они вам не простят». Он был полон тяжёлых предчувствий и, прощаясь с Пушкиным, сказал: «Вы не знаете этих людей: вы увидите, дело дойдёт до ножей...» «Он полагал, – пишет Пушкин, – что причиною кровопролития будет смерть шаха и междоусобица его семидесяти сыновей. Но престарелый шах ещё жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. Он погиб под кинжалами персиян, жертвой невежества и вероломства». Зададимся вопросом: невежество - тегеранской толпы фанатиков, а вероломство – чье? Английской дипломатии, которую раздражало усилившееся влияние России на Востоке? Петербургских властей, российского министерства «иностранных и престранных дел»? Графа Несельроде? Пушкин не договаривает….

        Предчувствия не обманули Грибоедова, но в конкретных прогнозах он ошибся: соперничество шахских наследников оказалось ни при чём. Свое трудное дипломатическое поприще Грибоедов проходил на фоне опасных русско-персидско-английских отношений. Первый свой подвиг дипломат совершил за 10 лет до гибели, и он стал предисловием к ней. Речь идет о вызволении им из персидского плена «батальона бехадыран» (русских богатырей). Они составляли личную охрану наследника шахского престола. Этот батальон из пленных русских солдат и раскаявшихся дезертиров, увлеченный секретарем русской миссии, проделал в сентябре 1819 года тяжелейший 30-дневный переход из Персии в Грузию через горные кручи, почти впроголодь (так как съестные припасы им нигде не продавали), под угрозой нового пленения. Грибоедов действовал по трактату, но принц Аббас-мирза препятствовал ему, тогда неожиданным для персов путем Грибоедов увлек 159 безоружных солдат, вдохновляя их своим личным патриотизмом, тратя собственные средства на их пропитание, когда можно было что-то купить, и призывая их петь забытые почти русские народные песни. Можно только удивляться, как ему удалось выполнить эту задачу, перед которой отступил в свое время генерал Ермолов, «гроза Кавказа». Многие мемуаристы говорят о необыкновенном обаянии Грибоедова, о том, что он умел очаровывать и подчинять себе людей, а здесь речь шла о жизни и смерти, и он говорил: «Голову готов положить за несчастных соотечественников». В Тифлисе он не успокоился, пока не устроил солдат на родине и не убедил написать в Персию оставшимся там русским последовать их примеру. Это был первый опыт Грибоедова в таком роде. На представление его к награде получили отказ и неудовольствие министра Нессельроде: мол, «дипломатическому чиновнику так не следовало поступать».

        Через 10 лет по Туркманчайскому договору Грибоедов вызволил из мусульманского плена более 30 тысяч христиан. Грибоедов пишет своей петербургской корреспондентке: «К нам перешло 8 тысяч армянских семейств, и я теперь за оставшееся их имущество не имею ни днем, ни ночью покоя». 30 декабря 1829 года русская миссия в Тегеране была разгромлена толпой фанатиков-мусульман. Император Николай I получил в извинение от персидского правительства алмаз Надир-Шах – цену крови Грибоедова. Он хранится в Алмазном фонде России, и ему, как и грибоедовской крови, нет цены.

        Среди людей, которых дипломат вызволил из мусульманского плена, были старообрядцы. И в Театральном музее в Москве хранится старообрядческий альбом с акварельным портретом Грибоедова в виде святого, то есть для кого-то из них он уже местночтимый святой. С этим согласуются слова Пушкина: «смерть его была мгновенна и прекрасна», с этим согласуется стихотворение Лермонтова: «Великий муж, здесь нет награды, Достойной доблести твоей – Ее на небе сыщут взгляды И не найдут среди людей».

       Грибоедов был «иного века гражданин», как всякий гений. Жизнь и деятельность человека такого масштаба, расшифровывается вместе с дальнейшим ходом истории, и убийство русского посланника в мусульманской стране сегодня видится в свете конфликтов и противоречий, которые продолжают волновать мир.