Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Е. Ю. Глевенко

Адресаты лирики Н. А. Некрасова.


 


В.Н. Асенкова. Лит.по рис. Гау,1838. В.Н. Асенкова. Лит.по рис. Гау,1838. Варвара Николаевна Асенкова.

      7 сентября 1855 года в журнале «Современник» № 9 было опубликовано стихотворение Н. А. Некрасова «Памяти <Асенков>ой под названием «Воспоминание (Отрывок)».

        …………………………….
        …………………………….
        Я помню: занавесь взвилась,
        Толпа угомонилась -
        И ты на сцену в первый раз,
        Как светлый день, явилась.
        Театр гремел: и дилетант,
        И скептик хладнокровный
        Твое искусство, твой талант
        Почтили данью ровной.
        ……………………………
        …………………………..

 

     В основу стихотворения легли воспоминания Некрасова о трагической судьбе замечательной русской актрисы В. Н. Асенковой, не дожившей и до двадцати пяти лет.

     Варвара Николаевна Асенкова родилась в 1817 году. Она была дочерью известной актрисы Александры Егоровны Асенковой. Отец официально не значился, но был известен – офицер Семёновского полка Николай Иванович Кашкаров. В 1828 году Варвара поступила в Петербургское театральное училище, где проучилась всего два года. Преподаватели, отмечая красоту и грациозность Вареньки, признали её посредственностью, отказав в актерских способностях.

     И тогда знаменитый актёр императорского Александринского театра И. И. Сосницкий по просьбе матери Вари согласился заниматься с ней сценическим мастерством. И вскоре предложил ей роль в своём бенефисе.

     21 января 1835 года состоялся дебют Варвары Асенковой на сцене Александринки. Играли два французских водевиля. «Роль Роксаны в этой комедии может дать молодой дебютантке выказать в полном блеске красоту, ловкость, голосовые средства, грацию …Сыгранная ею в тот же вечер роль Мины в водевиле «Лорнет» упрочила за нею первое место единственной водевильной актрисы»,- писал журнал «Русская старина».

     Вскоре Асенкова была принята в труппу Александринского театра, и с неизменным успехом играла не только в водевилях. В 1837 году она выступила в драматической роли Эсмеральды. Сильное впечатление, которое произвела игра Асенковой на юного Некрасова отразилось в стихотворении 1840 года «Офелия». Некрасов в то время был заядлым театралом. Именно в эти годы он мог бывать у Асенковой. Её квартира была местом, где собиралась молодежь, увлекавшаяся искусством.

     Так или иначе, и по таланту, и по красоте своей Варвара Асенкова считалась тогда одной из звёзд Петербургской сцены. Даже такой суровый критик, как В. Г. Белинский, писал: « Она играет столь же восхитительно, сколько и усладительно… каждый ее жест, каждое слово возбуждает громкие и восторженные рукоплескания… Я был вполне восхищен и очарован». Актёр П. А. Каратыгин вспоминал: «Асенкова умела смешить публику до слёз, никогда не впадая в карикатуру; зрители смеялись, подчиняясь обаянию высокого комизма и неподдельной весёлости самой актрисы, казавшейся милым и шаловливым ребёнком». По легенде Павел Воинович Нащокин, друг Пушкина, выкупил у горничной актрисы огарок свечи, при свете которой она учила свои роли, и оправил его в серебро. Говорили, что глядя на свечу, он вспоминал об Асенковой.

     С одной стороны Варвару Николаевну одолевали восхищённые поклонники, с другой — отчаявшиеся завистники, среди которых особо старались конкурентки за роли. Из них чаще всего называют детскую подругу Надежду Самойлову. « Двух Самойловых и Асенкову мне пришлось видеть впоследствии на сцене, - вспоминала А. Я. Панаева, - Надежда Васильевна Самойлова и Варвара Николаевна Асенкова были на одном амплуа. Обе были хорошие водевильные актрисы. Гуляя девочками в саду и разговаривая между собой, они тогда, конечно, и не думали, что наступит время, когда между ними возникнет непримиримая вражда».

     Некрасов был хорошо осведомлен о личной жизни Варвары Николаевны, о ее слабом здоровье. К тому же поэт не мог не знать о закулисных интригах, зависти и клевете, царящих в театральном мире и о беззастенчивом волокитстве высокопоставленных посетителей театра, среди которых значился и отвергнутый Асенковой император Николай I. Именно государев интерес послужил отправной точкой для возникновения сплетен, которые окружали юную актрису до конца дней.

     На сцене Александринки Варвара Николаевна выступала всего 6 лет. Последний раз она вышла на сцену в феврале 1841 года. Скончалась актриса 19 апреля (1 мая) 1841 года.

     Ранняя смерть Асенковой от чахотки вызвала много толков. Шла молва даже о том, что артистка, не выдержавшая травли завистников, будто бы приняла яд…  Трудно теперь сказать, что было правдой, что клеветой. Большой талант всегда порождает не только восхищение, но и большую зависть. Похороны ее, очень многолюдные, несмотря на проливной весенний дождь, по словам хроникера «Литературной газеты», явились «своего рода демонстрацией». «…Помню похороны, – подтверждал Н. А. Некрасов, – похожи, говорили тогда, на похороны Пушкина; теперь таких вообще не бывает…» 

     В год смерти Асенковой Некрасову было 20 лет. Вскоре после её смерти он дебютировал как автор водевилей в Александринском театре. Один из современников поэта напишет: «Через несколько дней после блистательных похорон <Асенковой> состоялся блистательный же дебют Некрасова (Перепельского) в качестве водевилиста».

     Похоронили актрису на Смоленском кладбище. В 1936 году прах был перенесён в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

     Пройдут годы, и в 1967 году на Ленфильме будет поставлена «Зеленая карета» – картина, посвященная судьбе Варвары Асенковой, такой, какой она представлялась советским кинематографистам. Знаменитую русскую актрису сыграет наша современница Наталья Тенякова…


Литература:
1. Некрасов Н. А. ПСС, «Наука», Л.,1981. Т. I. C. 525-526.
2. Евгеньев-Максимов В. Е. и др. Некрасов и театр. М.,-Л., 1948. С. 54-74.
3. В. Н. Асенкова. Очерк её артистической деятельности. В журн. «Русская старина». Т. 29. Вып. 9-12,1880. С. 302-308, 317, 795-796.
4. Панаева А. Я. Воспоминания. М., 2002. Гл.II. С. 39-60.
5. Вольф А. И. Хроника петербургских театров. СПб, 1877. С. 195.
6. Родина Т. В. В. Н. Асенкова. «Искусство». М., 1952.