Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Фонд редкой книги


За последнее десятилетие в отдел книжных фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина поступило множество изданий, среди которых есть и уникальные экземпляры. 

К сожалению, невозможно представить на выставке всего многообразия приобретённых книг. Мы постарались отразить основные направления комплектования, самое главное из которых – пушкиниана: различные издания пушкинских произведений (в том числе редчайшие, прижизненные) и литература о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Так как отечественная пушкиниана была многократно показана на выставках, мы представили издания русского зарубежья, большинство из которых являются библиографическими редкостями. Они издавались совсем небольшими тиражами и практически не попадали в Россию.
Особое внимание при комплектовании уделяется произведениям Пушкина, иллюстрированным выдающимися художниками и графиками (например, брюссельское издание «Евгения Онегина» с иллюстрациями М. В. Добужинского, выпущенное к 100-летию со дня смерти поэта).
Фонд редкой русской книги также пополнился замечательными изданиями. Наш музей традиционно собирает книги, связанные с Императорским Царскосельским (впоследствии Александровским) лицеем: это и издания из лицейской библиотеки, и наградные экземпляры, вручавшиеся воспитанникам, и книги, принадлежавшие лицеистам и преподавателям. На выставке представлены «Страсти молодого Вертера» И. В. Гёте (один из первых переводов) с экслибрисами Лицея и один том из собрания сочинений И. С. Тургенева – наградной экземпляр в нарядном зелёном ледериновом переплёте, украшенном красной «лентой» с тиснёным золотом именем автора и надписью «Императорский Александровский Лицей» вдоль корешка и гербом Лицея. 
Особое место в этом фонде занимают прижизненные издания писателей предпушкинской и пушкинской поры. Среди последних поступлений – книги Г. Р. Державина и И. И. Дмитриева.
Подбор дублетов изданий, находившихся в библиотеке А. С. Пушкина – одна из важнейших задач комплектования. Подлинные книги (около 3500 томов) и рукописи поэта находятся в Пушкинском доме Академии Наук (ИРЛИ РАН). Наш же музей собирает отдельную коллекцию книг, состоящую из таких же изданий или же близких к ним. Для достижения этой цели мы опираемся на каталог, составленный в начале XX века Борисом Львовичем Модзалевским. В этом каталоге отражены все книги, поступившие в Пушкинский дом от Александра Александровича Пушкина, внука поэта. Представленные на выставке прижизненное издание сочинений Г. Р. Державина и «Полное собрание сочинений» Д. И. Фонвизина были когда-то в библиотеке А. С. Пушкина.
Однако круг чтения поэта был широк и не ограничивался книгами, представленными в каталоге Б. Л. Модзалевского. Существует множество свидетельств о том, что им была прочитана (или же в какой-то момент он владел) той или иной книгой. 
В кабинете Пушкина стояли книги на четырнадцати языках. Иностранная литература была основой чтения русской публики того времени. «Мельмот Скиталец» («Melmoth the wanderer») Ч. Мэтьюрина, «Аиша» («Ayesha: The maid of Kars») Д. Морьера, собрание сочинений Ш. Нодье, отдельные тома «Всеобщей библиотеки романов» («Bibliothèque universelle des romans»), «Лилия долины» («Le lys dans la vallée») О. Бальзака и «История и анекдоты революции в России в 1762 г.» («Histoire, ou Anecdotes sur la révolution de Russie; en l'année 1762») К.-К. де Рюльера, – все эти издания были в библиотеке Пушкина. 
Антикварные книги в художественных переплётах и с владельческими знаками (экслибрисами, суперэкслибрисами, пометами) – также являются предметом особого интереса, ведь благодаря им открывается история бытования книги, её жизнь. Так, на выставке представлены три книги итальянских классиков с экслибрисами Константина Андреевича Сомова: два тома «Божественной комедии» («La Divina Commedia») Данте и «Le Rime» Петрарки. Помимо несомненных художественных достоинств (а экслибрис для Сомова был выполнен его другом Александром Николаевичем Бенуа в характерном мирискусническом ключе), этот книжный знак отсылает нас к истории известной петербургской семьи. В начале XX века семья Сомовых принимала активное участие в интеллектуальной и художественной жизни столицы и, несомненно, относилась к культурной элите. Отец художника-мирискусника К. А. Сомова Андрей Иванович Сомов был известным искусствоведом и старшим хранителем Эрмитажа. Возможно, эти тома попали к сыну именно из его собрания.
Приобретение книг – кропотливый труд. Структура рынка антикварной книги изменилась: многих изданий, продававшихся в букинистических магазинах в прошлом веке, теперь невозможно найти. Большинство действительно редких и ценных изданий продаются на аукционах, где цены чрезвычайно высоки. Поэтому мы особенно признательны тем, кто способствует пополнению коллекции книжных фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина. К сожалению, в небольшой справке невозможно перечислить всех дарителей. Назовём лишь тех, благодаря кому за последние десять лет в наш фонд поступили самые изумительные экземпляры. Это Виктор Георгиевич Василенко, Яков Исаакович Бердичевский, Анна Евгеньевна Михайлова и недавно ушедший из жизни Николай Петрович Кошелев.
Весной 2013 года была организована выставка книг, посвящённая редким изданиям русского зарубежья, которые передали в музей Александр Александрович и Николь Ляпины. Говоря о комплектовании последнего десятилетия, хочется ещё раз поблагодарить чету Ляпиных, а также почтить память Александра Александровича.
Особое внимание нужно обратить на книги, подаренные потомками А. С. Пушкина, Александром Александровичем Пушкиным и Клотильдой фон Ринтелен: удивительно иметь в библиотеке книги с экслибрисом Пушкиных (ведь сам поэт никакого особенного владельческого знака не имел!)
На протяжении более чем пятидесяти лет комплектованием книжного фонда Всероссийского музея А. С. Пушкина занимается выдающийся деятель книги, её вечный почитатель и служитель, Марина Витальевна Бокариус. Благодаря её знаниям, настойчивости, а главное – любви к книге, наше собрание растёт и пополняется раритетами даже в такое непростое для государственных собраний время!

Фонд редкой пушкинианы

1. Ваврик, Василий Романович (1889 – 1970)
Александр Сергiевич Пушкин : В 100-лiтню рiчницю єго смерти / В. Р. Ваврик. – Виданє для народа. – Львiв : Накладом «Землi i Волi», 1937. – 204 с. : ил. ; 16х12 см. 
В издательской обложке. 
КП 34296
Дар 2005 г.
     

     Василий Романович Ваврик – литературовед и писатель. В годы первой мировой войны пережил заключение в концентрационных лагерях Терезин и Талергоф, во время гражданской войны служил в Добровольческой Армии; в период оккупации Польши участвовал в деятельности советского подполья. А уже в 1937 году В. Р. Ваврик был профессором философии Львовского университета. Представленное издание – одно из немногих, выпущенных в память о столетии со дня гибели А. С. Пушкина в Польше.

 

2. Временник общества друзей русской книги. – Париж, 1925 – 1938. Вып. IV / Ред. Г. Л. Лозинский, Я. Б. Полонский. – 1938. – 296 с. , [1] л. ил. ; 26,5х19 см.

КП 34707
Приобретено в 2006 г.

 

 

 


3. Гусар. Автограф Пушкина, найденный в Авиньоне : Факсимиле и текст / [Публ. А. Монго]

  

    В 1924 году в Париже было образовано Общество друзей русской книги, сделавшее своей задачей «изучение, охрану и распространение сведений о русской книге». Членами Общества были такие представители культуры русского зарубежья как А. Бенуа, М. Алданов, Б. Зайцев, С. Лифарь, М. Осоргин и другие. Председателем Общества стал П. Апостол. Общество организовывало выставки с целью ознакомления иностранцев с традициями русской книжной культуры, издавало «Временник», на страницах которого печатались статьи по библиографии, библиофилии, литературоведению. «Временник Общества друзей русской книги» по праву считается одним из лучших библиографических изданий русской эмиграции. 
В 1930-х годах в Муниципальной библиотеке города Авиньон французский исследователь Анри Монго обнаружил беловой автограф стихотворения А. С. Пушкина «Гусар». Рукопись ранее принадлежала Просперу Мериме, который, вероятно, получил ее от С. А. Соболевского. Впоследствии Мериме подарил её своему другу коллекционеру Рекиену. В 1938 году А. Монго опубликовал рукопись во «Временнике», сопроводив публикацию рассказом об истории находки.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Гофман, Модест Людвигович (1887 – 1959)
Новый автограф : Евгений Онегин / М. Л. Гофман. – Париж : [Издал С. Лифарь] (Сoopèrative Étoile), 1937. – 16 c. : ил. (факс.) ; 100 экз. ; 18 см. 
В издательской обложке. На с. 2 напечатано: «Экземпляр № 55». На первой странице обложки карандашом: «Rare. 25».
КП 36142
Приобретено в 2011 г.

     Перед закрытием выставки «Пушкин и его эпоха» из Выборга было получено известие об исключительной находке – автографе двух строф шестой главы романа «Евгений Онегин». Автограф поступил в Париж уже после закрытия выставки. М. Л. Гофман подготовил публикацию вновь обретённых пушкинских строф, сопроводив её комментарием, а С. М. Лифарь издал книжечку, мгновенно ставшую библиографической редкостью (тираж её составил всего 100 нумерованных экз.).

 

5. Иоанн (Шаховской, Дмитрий Алексеевич; 1902 – 1989)Размышление о религиозности Пушкина / Архимандрит Иоанн. – Берлин, 1938. – 40 с. ; 19,5х12,5 см.
В издательской обложке.
На тит. л. владельч. запись карандашом: «Ю. Вен».

КП 34410
Дар Якова Исааковича Бердичевского (род. 1932) 2005 г.

 

  

 

6. Лифарь, Сергей Михайлович (1905 – 1986)
Третий праздник Пушкина / Сергей Лифарь. – Париж : [Издал С. Лифарь], 1937. – 24 с. : фронт. ; 13 см. 
В издательской обложке.
КП 36143
Приобретено в 2011 г.

     В юбилейном издании «Третий праздник Пушкина» С. М. Лифарь коротко описал празднование Пушкинского юбилея 1937 года в Париже. «Третий праздник Пушкина – 1937 года – происходит уже не только в России, но и в Европе, и во всём мире, – и в этом его отличие от всех предшествовавших пушкинских праздников, в этом его новое, – он проходит под знаком чествования Пушкина уже не только как великого русского национального поэта, но великого мирового поэта, всемирного гения, мировое значение которого и должен выявить праздник 1937 года» (С. М. Лифарь). 

 

 7.Нелидова-Фивейская, Лидия Яковлевна (1894 – 1978)                         Невольник чести : Поэма / Лидия Нелидова-Фивейская. – 2-е изд. – Нью-Йорк, 1936. – 68 с. : ил. ; 24 см.

В издательской обложке. На тит. л.: «Софье Петровне Логиновой на добрую память от автора. Москва. 1961 июль». КП 35285

     Л. Я. Нелидова-Фивейская – балерина, автор мемуаров, поэтесса, художница. В 1922 году в составе русской оперы вместе с мужем М. М. Фивейским прибыла в США, где и осталась. В эмиграции занялась литературным трудом. Её стихи были оценены И. М. Москвиным, С. В. Рахманиновым, Ф. И. Шаляпиным. Поэма «Невольник чести» впервые была опубликована в 1929 году. Второе издание подготовлено к 100-летнему юбилею со дня гибели поэта. 

8. Пушкин, Александр Сергеевич (1799 – 1837)
8-ая, 9-ая и 10-ая главы романа «Евгений Онегин» : (К истории искалеченного романа) / С введением, примечаниями и статьей В. Л. Бурцева «Судьбы “Евгения Онегина”». – Париж : Издание журнала «Иллюстрированная Россия», 1937. – 148 с. ; 20 см. 
В издательской обложке. 
Владельческий штамп В. Л. Бурцева (Hotel «Les Capucines». V. Bourtzeff. 18, Rue des Feuillantines, Paris-V, Tel. 77-76).

КП 35801
Дар Александра Александровича Ляпина (1927–2011) 2008г.

 

    Владимир Львович Бурцев (1862 – 1942) – общественный деятель, издатель и публицист. За политическую деятельность неоднократно подвергался арестам. Прославился знаменитыми разоблачениями провокаторов царской охранки. В 1918 году эмигрировал в Финляндию, а затем во Францию. Известен своей издательской деятельностью в России (издавал несколько раз возобновлявшийся журнал «Былое») и за рубежом (издавал газету «Общее дело»). По словам Н. Альбус, «от литературных трудов Бурцева отвлекала, сильно мешая таковым, борьба с провокаторами». Его работа в области литературоведения носила, скорее, любительский характер. К 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина Владимир Львович подготовил издание, в котором в большей степени, чем текстологический разбор романа, отразились его политические взгляды. В статье «Надо ли жалеть, что «Евгений Онегин» остался незаконченным?» А. Амфитеатров писал: «Стремление провести через жизнь Пушкина руководствующую линию явного и тайного революционизма – такое же заблуждение, как возводить его в столпы монархической реакции».

 

9. Пушкин, Александр Сергеевич (1799 – 1837)
Евгений Онегин / [Соч.] А. Пушкина; С ил. Е. Самокиш-Судковской; [Тит. л., виньетки и концовки: А. Лео]. – Санкт-Петербург : т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1908. – [4], 120 с. , 1 л. нот. : цв. ил. ; 25х24 см.
Экслибрис А. А. Пушкина.
КП 36198
Дар Александра Александровича Пушкина (род. 1942) 2011 г.
Книга из семьи потомков А. С. Пушкина.

 

 

    

  

 

 

 

 

 

 

10. Пушкин, Александр Сергеевич (1799 – 1837)

Евгений Онегин, : роман в стихах / Сочинение Александра Пушкина. ; С комментариями М. Л. Гофмана, С. М. Лифаря и Г. Л. Лозинскаго; Под редакцией М. Л. Гофмана. – Юбилейное издание. – Париж : [Издал С. Лифарь] (В типографии «Étoile»), 1937. – 336 с. : фронт.; 18 см.
В издательской обложке.
КП 35802
Дар Александра Александровича Ляпина (1927 – 2011) 2008 г.

     Об этом исключительном библиофильском издании С. М. Лифарь писал: «Праздником для меня был выпуск в 1937 году юбилейного издания “Евгения Онегина”». Издательская обложка точно воспроизводит обложки выходившего отдельными главами в 1825 – 1832 годах первого издания романа. На фронтисписе портрет Пушкина работы В. А. Тропинина. На последней странице воспроизведён медальон, подаренный Пушкиным невесте. В книге помещён очерк С. М. Лифаря, в котором он высказал своё «понимание пушкинских персонажей», а также литературоведческие статьи М. Л. Гофмана и Г. Л. Лозинского. Для этого издания Г. Л. Лозинский составил словарь имён собственных и объяснительный словарь.

11. Пушкин, Александр Сергеевич (1799 – 1837)
Евгений Онегин : роман в стихах / А. С. Пушкин; Илл. М. В. Добужинскаго; Ред. текста В. Ф. Ходасевича. – Bruxelles : Editions Petropolis (Imp. de Navarre, Paris), [1937]. С сохранением издательской обложки. КП 34067
Дар Союза Святого благоверного великого князя Александра Невского (Аргентина) 2005 г.

     В 1936 г. М. В. Добужинский закончил серию иллюстраций к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». По воспоминаниям старшего сына, Мстислав Валерианович с юности не расставался с карманным изданием «Евгения Онегина», делая отдельные наброски к сценам романа. Работы были окончательно оформлены во время подготовки памятных мероприятий к 100-летию со дня гибели поэта и стали экспонатами выставок в Лондоне и Париже. Тогда же были подготовлены и выпущены два издания романа с иллюстрациями М. В. Добужинского (на английском и на русском языках). Русскоязычное издание было подготовлено издательством «Petropolis» в Брюсселе и отпечатано в Париже под наблюдением Р. М. Добужинского и Я. Н. Блоха тиражом в 600 экз., 50 из которых были подарочными и в продажу не поступили. А. Н. Бенуа писал: «“Евгений Онегин” получил, наконец, достойные иллюстрации. Я считаю это событием первостепенного значения в русском художественном мире. М. В. Добужинский одарил читателя-зрителя подлинным шедевром».

  

Фонд редкой русской книги

1. Volkonskaja, Zinaida Aleksandrovna (1789 – 1862)
Quatre nouvelles / Par Pr. Zénéide Volkonsky neé Béloselsky. – Moscou: De l'Imprimerie d' Auguste Semen, 1819. – 302, [1] с. ; 17 см.
КП 36513.   Поступила в отдел книжных фондов в 2012 г.

     Экслибрис и штампы библиотеки Императорского Александровского Лицея. Штампы библиотек Уральского государственного университета, Уральского индустриального института имени С. М. Кирова и Уральской областной фундаментальной библиотеки.

 

     Княгиня Зинаида Александровна Волконская, урождённая княжна Белосельская, – хозяйка одного из самых значительных литературно-музыкальных салонов первой половины XIX в., писательница, поэтесса, певица и композитор.

Этот экземпляр хранился в библиотеке Императорского Александровского Лицея, после революции попал на Урал, где переходил из одной библиотеки в другую, о чём свидетельствуют многочисленные штампы. 

 

 

2. Волконская, Зинаида Александровна (1789 – 1862)
Сочинения княгини Зинаиды Александровны Волконской, урождённой княжны Белосельской. – Париж; Карлсруэ (Печатано в Придворной Типографии В. Гаспера в Карслруэ), 1865. – [8], 175 с. ; 23 см.
КП 35927
Приобретена в 2010 г. Экземпляр с многочисленными владельческими пометами.

    Книга издана князем Александром Никитичем Волконским (умер в 1878 г. в Риме), сыном З.А.Волконской, небольшим числом экземпляров. В продажу не поступала, а была разослана князем родным и знакомым. По свидетельству П. И. Бартенева, «Сочинения» З.А.Волконской, выпущенные на русском и французском языках, сразу же стали библиографической редкостью, так как были изданы «не для продажи, а только в воспоминание о женщине необыкновенной по уму, красоте, разнообразным талантам и душевной энергии, женщине, оставившей довольно яркий след в истории нашего общества и в наших литературных преданиях».
    Экземпляр из собрания Сергея Ивановича Богомолова (1917 – 2010), автора книги «Российский книжный знак: 1700 – 1918».
3. Вольф, Оскар Людвиг Бернгард (1799 – 1851)
Чтения о новейшей изящной словесности / Сочинение Д. О. Л. Б. Вольфа, профессора Иенского Университета; перевод с немецкого [Н. Л.]. – М. : В Университетской Типографии, 1835. – 474, IV с. ; 22 см.

КП 36089
Приобретена в 2009 г. Штамп на тит. л.: «Библиотека Ростислава Закруткина № 1047». На тит. л. фиолетовыми чернилами владельческая надпись: «П. Шильников».

Прижизненное издание. Экземпляр этого издания имелся в библиотеке А. С. Пушкина.


4. Гёте, Иоганн Вольфганг (1749 – 1832)
Страсти молодого Вертера : С присовокуплением Писем Шарлотты к Каролине, писанных во время её знакомства с Вертером / Соч. г. Гетте. – Вновь пер., изд. второе, [Ч. 1 – 4]. – М. : В Университетской Типографии, 1816. – 14 см.
Ч. 1. – 1816. – 158 с. 
Ч. 2. – 1816. – 157 с., [2] л. грав. ил. 
Ч. 3. – 1816. – 136 с. 
Ч. 4. – 1816. – 158 с., [1] л. грав. ил.
КП 34242
Дар Натальи Брониславовны Толочко 2006 г.

     На форзаце экслибрисы библиотеки Императорского Александровского Лицея.

     Прижизненное иллюстрированное издание. Четыре части в конволюте.
Книга из библиотеки Императорского Александровского Лицея. После революции попала на Урал и более 30 лет хранилась в Екатеринбурге, в семье Натальи Брониславовны Толочко и её мужа Виктора Сергеевича Рутминского.

  

  

 

 

 

 

 

 

 

5. Державин, Гавриил Романович (1743 – 1816)
Сочинения Державина. – СПб. : В типографии Шнора, 1808. – 20 см.
Ч. 1. – 1808. – [2], VII, [7], 321, [2] с. 
Ч. 2. – 1808. – [12], 317 с. 
Ч. 3. – 1808. – [6], 237, [2] с. 
Ч. 4. – 1808. – [4], 330, [2] с.

КП 34244 – 34247
Дар Николая Петровича Кошелева (1937 – 2009) 2006 г.

На тит. л. ч. 1 владельческие надписи: «Catherina Dembrowsky», «милому Лузинову».
Прижизненное издание. Экземпляр имелся в библиотеке А. С. Пушкина. 


6. Дмитриев, Иван Иванович (1760 – 1837)
Апологи : В четверостишиях : [Из басен Мольво]. – Москва : тип. Ав. Семена, 1826. – 122, IV с., [1] грав. тит. л. ; 14 см. 
КП 25748
Приобретена в 1979 г. Поступила в отдел книжных фондов в 2007 г.
Прижизненное издание.

 

 

7. Килиан, Конрад Йозеф
Домашний лечебник, или Обстоятельное и ясное показание, как во всех опасных, скоропостижных и продолжительных как наружных, так и внутренних болезнях при отсутствии врача, можно подать нужную помощь посредством одних домашних средств и диеты; сверх того, как поступать касательно предупреждения болезней и хранения своего здравия : Руч. кн. для всякого, а наиболее для помещиков, живущих в деревнях и путешествующих / [Соч.] К. И. Килиана, д-ра мед. и проф.; Пер. с нем. [и предисл.] Петра Бутковского. – 2-е изд., переводившим во многом доп. и вновь передел. Ч. 1 – 3. – Санкт-Петербург : тип. И. Глазунова, 1830. 
Ч. 2: Часть вторая, содержащая в себе все опасные, повальные скорой помощи требующие болезни и отравления различного рода ядами. – 1830. – [4], 287, [3] с. ; 17,5 см.
КП 35377
Приобретена в 2007 г.
    Килиан Конрад – лейпцигский профессор медицины, автор многих трудов. В 1810 году был приглашен в Петербург в качестве врача-консультанта при Александре I.
Первое издание вышло в 1823 г. 

8. Тургенев, Иван Сергеевич (1818 – 1883)
Полное собрание сочинений И. С. Тургенева. – Третье издание. – С-Петербург : Тип. Глазунова, 1891.
Т. 7: Повести и рассказы в четырех книгах. Книга третья. – 1891. – [10], 458 с. ; 22 см.
КП 35606
Дар Клотильды Фон Ринтелен 2008 г.

Наградной экземпляр Императорского Александровского Лицея. Поступил от правнучки А. С. Пушкина Клотильды фон Ринтелен.

9. Фонвизин, Денис Иванович (1745 – 1792)
Полное собрание сочинений Д. И. Фон Визина. – Москва : В Типографии Семёна Селивановского, 1830. – 21 см. 
Ч. 1. – 1830. – VIII, [2], 264 с.

КП 36088
Приобретена в 2009 г.

На переднем форзаце владельческая надпись: «Из книг А. Я. Аронсона». На тит. л. владельческая надпись орешковыми чернилами: «Из книг Якова Михайлова».

Экземпляр этого издания имелся в библиотеке А. С. Пушкина. 

 

Фонд редкой иностранной книги

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Balzac, Honoré, de (1799 – 1850)
Le lys dans la vallée / Par M. de Balzac. – Bruxelles : Louis Hauman et comp-e : Imprimerie de E. Laurent, 1836. – 8°. 
T. 1. – 1836. – 302, [1] с. T. 2. – 1836. – 243, [1] с.
В издательских обложках. Необрез. экз.
КП 35908, 35909
Приобретены в 2010 г.
В библиотеке А. С. Пушкина было аналогичное издание, выпущенное в Париже в 1836 году. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Bibliothèque universelle des romans, ouvrage périodique, : Dans lequel on donne l'analyse raisonnée des Romans anciens & modernes, François, ou traduits dans notre Langue ; avec des Anecdotes & des Notices historiques & critiques concernant les Auteurs ou leurs Ouvrages ; ainsi que les Moeurs, les Usages du temps, les circonstances particulières & relatives, & les Personnages connus, déguisés ou emblêmatiques. – Paris : Lacombe : Au Bureau, 1775 – 1789. – 12°.
Mars, 1777. – 1777. – 215, [1] с.
Juin, 1777. – 1777. – 227, [1] с.
Juillet, 1777. Premier Volume. – 1777. – 216 с.
Juin, 1781. – 1781. – 211, [3] с.
Juiller 1783. 1er volume. – 1783. – 188 с.
Avril 1784. 1er Volume. – 1784. – 204 с.
Octobre 1786. 1er Volume. – 1786. – 189, [1] с.

КП 36393 – 36399
Приобретены в 2012 г.

    «Bibliothèque universelle des romans» («Универсальная библиотека романов») – уникальное периодическое издание, выходившее во Франции в течение 15 лет: с 1775 по 1789 гг. Основателями и редакторами издания были Марк-Антуан-Рене де-Войе д’Аржансон, маркиз де-Польми (Argenson, Antoine-René de Voyer, marquis de Paulmy), известный писатель и библиофил, и Жан-Франсуа де Бастид (Jean-François de Bastide). В отличие от других антологий того времени, в «Универсальной библиотеке романов» помещался не полный текст произведений, а отрывки из них, а также различные обзоры и компиляции. Предлагавшаяся читателю художественная проза относилась к разным периодам (с древнейших времён до современности) и жанрам и сопровождалась справочной информацией и критическими комментариями. Несмотря на то, что подбор материала не отражает вкусов читающей публики того времени, «Универсальная библиотека романов» демонстрирует признание романа как литературного жанра. Особый интерес представляют также комментарии, наглядно иллюстрирующие критические стандарты того времени. В библиотеке А. С. Пушкина были все тома настоящего издания, однако Б. Л. Модзалевский отметил: «Заметок нет; вообще вся Bibliothèque des Romans совершенно свежая, не читанная или мало читанная». 

 

 

 

 

 

 

3. Dante Alighieri (1265 – 1321)
La Divina Commedia di Dante Alighieri. – Parigi : Appresso Marcello Prault, 1768. – 12°. 
T. 1. – 1768. – CXCII, [2], 212 c. , [1] грав. тит. л., [1] л. грав. фронт. 
T. 2. – 1768. – 432 с., [1] грав. тит. л.
КП 33986, 33987
Приобретены в 2005 г.
Изданы в Париже на итал. яз.

Экслибрисы Константина Андреевича Сомова (1869 – 1939), рис. А. Н. Бенуа (1870 – 1960).

4. Le fablier du premier age, ou choix de fables a la portée des enfans : Avec des explications morales et des notes tirées de l'Histoire, de la Mythologie et de l'Histoire naturelle. – A Paris : Chez Le Prieur, 1805. – 211, [1] с., [1] л. грав. фронт., [13] л. грав. ил. ; 12°.
КП 36391
Приобретено в 2012 г.

Иллюстрированное издание басен для детей.

 

5. Goethe, Johann Wolfgang von (1749 – 1836)
Goethe's Poetische und prosaische Werke : in zwei Bänden. – Stuttgart und Tübingen : Verlag der J. G. Cotta'schen Buchhandlung, 1836 – 1837. – 8°.
Bd. 1. – 1836. – [4], XII, [2], 476, [4], 621, [1] с., [1] л. грав. фронт., [5] л. грав. ил.

КП 36405
Приобретено в 2012 г.

   

 

6. Maturin, Charles Robert (1782 – 1824)
Melmoth the wanderer : A Tale / By the author of "Bertram," & c. – Edinburgh : Printed for Archibald Constable and Company, and Hurst, Robinson, and co. Cheapside, London, 1820. – 4 vol. ; 12°.
Vol. 1. – 1820. – V – XII, 341 c. Vol. 2. – 1820. – [2], 321 c. Vol. 3. – 1820. – [2], 368 c. Vol. 4. – 1820. – [2], 453 c.
КП 36707 – 36710 
Дар Николая Петровича Кошелева (1937 – 2009) 2007 г. 
    «Готический» роман «Мельмот Скиталец» («Melmoth the Wanderer», 1820) – самое известное произведение английского писателя Чарльза Роберта Мэтьюрина. На выставке представлено первое английское издание, такое же имелось в библиотеке А. С. Пушкина. Впервые Пушкин прочёл «Мельмота» во французском переводе не позднее 1823 года. О том, что роман произвёл на поэта сильное впечатление, свидетельствуют многочисленные отсылки к нему в пушкинских произведениях. Настоящее издание является библиографической редкостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Montholon, Charles-Jean-François-Tristan de (1783 – 1853); Napoleon (empereur des Français; 1769 – 1821)
Mémoires pour servir à l'histoire de France sous Napoléon, écrits à Sainte-Hélène, par les généraux qui ont partagé sa captivité et publiés sur les manuscrits entièrement corrigés de la main de Napoléon. Tome Ier [-VIe] écrit par le général comte de Montholon. – Paris : Firmin-Didot père et fils : Bossagne fréres, 1823 – 1825. – 6 т. ; 8°.
T. 1. – 1823. – XI, [1], 359, [3] с. 
T. 2. – 1823. – [6], 489, [1] с. 
T. 3. – 1823. – XII, 467, [1] с. 
T. 4. – 1824. – [4], 532 с.
T. 5. – 1823. – [4], 428, [2] с. 
КП 36408 – 36412
Приобретены в 2012 г.
    Шарль Тристан Монтолон (1783 – 1853) – адъютант Наполеона I, последовавший за низложенным императором на остров святой Елены, где он вёл записи воспоминаний Наполеона.

 

8. Morier, James Justinian (1780 – 1849)
Ayesha, : The maid of Kars. / By J. Morier, author of "Zohrab," "Hajji Baba," &c. – Paris : Baudry's European Library, 1834. – VII, [1], 427 с. ; 8°. – (Collection of ancient and modern British novels and romances; 58).

КП 36523
Приобретено в 2010 г.

 

    Джеймс Джастин Мориер – английский дипломат и писатель. Родился в 1780 году в Смирне, где его отец служил дипломатом. Получив образование в Англии, Д. Д. Мориер с 1809 по 1814 гг. с перерывами служил секретарём посольства в Персии, а в 1814 году возглавил его. В Англию был отозван по собственной просьбе. В 1817 году вышел в отставку и посвятил себя литературе. Описав свои путешествия по Персии, Армении и Малой Азии, Джеймс Мориер создал также ряд романов, отмеченных тонким знанием Востока и яркой обрисовкой характеров. «Аиша, дева из Карса» (1834 г.) – один из них. Такое же издание имелось в библиотеке А. С. Пушкина. 

 

 

 

 

 

 

 

9. Nodier, Charles (1780 – 1844)
Oeuvres de Charles Nodier : Romans, contes et nouvelles. – Paris : Librairie d'Eugene Renduel (Imprimerie d'Everat) , 1832 – 1837. – 8°.
T. 1: Jean Sbogar. – 1832. – 315, [3], 8 с. 
T. 2: Le peintre de Saltzbourg; Adèle; Thérèse Aubert. – 1832. – 394, [1], 8 с. 
T. 3: Smarra; Trilby; Mélagers; Hélène Gillet. – 1832. – 373, [3], 8 с. 
T. 4: La fée aux miettes. – 1832. – 399, [1] с. 
T. 5: Rêveries. – 1832. – [4], 389, [3] с.
КП 35915 – 35919
Приобретены в 2010 г.

    Прижизненное издание собрания сочинений известного французского писателя и библиофила Шарля Нодье. В библиотеке А. С. Пушкина имелись тома 1 и 3 из аналогичного издания, выпущенного в свет в Брюсселе в 1832 году.

10. Petrarca, Francesco (1304 – 1374)
Le Rime del Petrarca. – In Dresda : Presso Giorgio Corrado Walther, 1743. – XXIV, 456 c. ; 8°.
КП 33985. 
Приобретена в 2005 г.  Издана в Дрездене на итал. яз.


Экслибрис Константина Андреевича Сомова (1869 – 1939), рис. А. Н. Бенуа (1870 – 1960).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Rétif de La Bretonne, Nicolas-Edme (1734 – 1806)
Les dangers de la Ville, : ou Histoire effrayante et morale d'Ursule, dite la Paysane-pervertie, Mise-nouvellement-au-jour, d'après les veritables Lettres des Personages, fournies par Pierre R***, frère aîné d'Ursule ét d'Edmond; / Et publiée par l'Auteur du Paysan-perverti. – Imprimé à La Haie; Et se trouve à Paris : Chés le Libraire indiqué au Frontispice de la I Partie du Paysan, 1784. – 4 т. ; 12°. На фронтисписах перед каждой частью указан другой вариант названия: «La Paysanne pervertie».
Т. 1. – 1784. – 344 с., [12] л. грав. ил. 
T. 2. – 1784. – 220 с., [6] л. грав. ил. 
T. 3. – 1784. – 320 с., [9] л. грав. ил. 
T. 4. – 1784. – 344, [1], CLXX – CCXLIV, [12] c., [11] л. грав. ил.

КП 35923 – 35926
Приобретены в 2010 г.

    Напечатаны на бумаге верже. На каждом томе экслибрис князя Константина Ксаверьевича Любомирского (1786 – 1870). 
    Никола-Эдм Ретиф де Ла Бретонн – один из самых демократических писателей XVIII века. Его наследие составило около 200 томов, включающих произведения самых разных жанров: романы, пьесы и трактаты, сочинения нравоописательные и фантастические, проза моралистическая и эротическая. Прочтя одну из книг Ретифа, Шиллер писал Гёте, что нашёл в ней «… бесчисленные характерные картинки, живо рисующие нравы и национальный быт французов, … неизмеримой ценности для изучения природы человека». Для всего творчества Ретифа характерны две особенности: документальность и утопизм. Проекты переустройства мира и организации идеального общества встречаются во многих его произведениях. Подобный проект входит и в роман «Совращённый поселянин» («La Paysanne pervertie»), где к письмам было приложено добавление под названием «Устав посёлка Уден, в котором живут общиной члены рода Р*» – по сути дела проект сельскохозяйственной коммуны вместе с развёрнутой предметной программой реформирования сельского хозяйства. Первое издание «Совращённого поселянина» вышло в свет в Париже в 1775 году, затем неоднократно перепечатывалось как вo Франции, так и за границей.

12. Rulhière, Claude-Carloman de (1735 – 1791)
Histoire, ou Anecdotes sur la révolution de Russie; en l'année 1762. – A Paris : Chez Desenne, 1797. – [6], XXIV, 186, [6] c. ; 8°.
КП 36518
Приобретено в 2009 г.

    Книга «История и анекдоты революции в России в 1762 г.» К.-К. де Рюльера посвящена важному периоду в истории России: перевороту 1762 года и вступлению на престол Екатерины II. Рюльер был секретарём барона Бретейля, французского посла в Петербурге. Таким образом, прожив в столице около двух лет, он оказался очевидцем этих событий. Талантливый беллетрист (его хвалил сам Вольтер), он суммировал свои наблюдения и создал книгу о перевороте 1762 г., изданную в Париже в 1797 году. В библиотеке А. С. Пушкина имелось издание, аналогичное представленному на выставке. 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Scott, Walter (1771 – 1832)

Oeuvres de Walter Scott / Traduites par A. J. B. Defauconpret. – Paris : Furne et c-e, Charles Gosselin, 1843 – 1847. – 8°.
T. 1: Waverley. – 1847. – [4], 488 c., [1] грав. тит. л. 
T. 2: Guy Mannering. – 1844. – [4], 414 c., [1] грав. тит. л. 
T. 3: L'Antiquaire. – 1845. – [4], 428 c., [1] грав. тит. л. 
T. 4: Rob Roy. – 1847. – [4], 442 c., [1] грав. тит. л. 
T. 5: Le Nain Noir. Les Puritains. – 1843. – [4], 519 c., [1] грав. тит. л. 
T. 6: La prison d'Edimbourg. – 1847. – [4], 552 c., [1] грав. тит. л. 
T. 7: La fiancée de Lamermoor. L'Officier de Fortune. – 1847. – [4], 551, [1] c., [1] грав. тит. л.
T. 9: Le monastère. – 1847. – [4], 391 c., [1] грав. тит. л. 
T. 10: L'abbé. – 1847. – [4], 430 c., [1] грав. тит. л. 
T. 11: Kenilworth. – 1847. – [4], 448 c., [1] грав. тит. л. 
T. 12: Le pirate. – 1843. – [4], 466 c., [1] грав. тит. л. 
T. 13: Les avantures de Nigel. – 1844. – [4], 482 c., [1] грав. тит. л. 
T. 15: Quentin Durward. – 1845. – [4], 483 c., [1] грав. тит. л. 
T. 17: Redgauntlet. &n

 

Фонд декоративно-прикладного искусства


     В числе наиболее интересных предметов, пополнивших фонд за последние десять лет, можно назвать гарусное шерстяное одеяло 1850-х гг., связанное Н.Н.Ланской (урожд. Гончаровой) для старшей внучки.

 

1-2. Вазы в форме амфоры с кобальтовым крытьем и ручками в виде орлиных голов 
Франция (?), нач. XIX в. 
Фарфор, крытье кобальтом, роспись золотом, цировка, позолота, металл; лепка. 
36,5 (выс) 17,5 (шир. с ручками) 10*10(осн) 12 (диам. верх). 36,5 (выс) 17,5 (шир .с ручками) 
ВМП КП-36331-36332 
Поступление 2012 г.

 

 

 

 

3-4. Вазы с ручками-маскаронами и сюжетной росписью в стиле шинуазри. 
Завод А.М. Миклашевского. Середина XIX века. 
Фарфор, лепка, крытье, роспись надглазурная. 
На неглазурованной части основания в тесте цифра "10".
24х12,5, 8х8 (осн.). 
ВМП КП-36568, 36569
Поступление 2013 г. 

 

 

5. Книжка записная с вышивками по бумажной канве. 
Россия, 1840-50-е гг. 
Кожа, картон, бумага, канва бумажная, бисер, металл; тиснение золотое, вышивка.
12*8*2. 
ВМП КП-36330
Поступление 2012 г.

 

 

6. Кошелек с бахромой и бисерной тесьмой. 
Россия, 2-я треть XIX в. 
Бисер цветной, ткань, металл; вязание. 16,5*15 4,5(дл.бахромы).
ВМП КП-35969
Поступление 2011 г.

 

 

 

 

7. Кошелек с бисерными шариками. Россия, 2-я треть XIX в.
Бисер цветной, лайка, шнур; вязание. 14,8х11,5. 
ВМП КП-35970
Поступление 2011 г.

 

 


8. Мухоловка 

XIX в. 
Cтекло прозрачное, выдувание
21,5 (выс.с пробкой), 14,5 (диам.)
ВМП КП-34060
Дар Н.П.Морозовой 2005 г.

 

 

 

 

 

9. Одеяло детское, связанное Н.Н. Ланской для старшей внучки. 

1850-е гг. 
Гарус шерстяной; вязание крючком. 
144,5х121. 
ВМП КП-36567
Поступление 2013 г.

  


10. Печатка с гербом рода Вощининых. 
2-я половина XIX в. 
Родонит, гравировка. 
7,5(выс) 2,6(диам.осн). 
ВМП КП-34080
Дар Е.И. Вощининой 2005 г. 


     Печатка из цельного куска родонита розового цвета с прожилками черного цвета. Рукоятка восьмигранная, сужающаяся книзу, с гранеными уступами, переходящая в круглую печатающую часть, на которой в обрамлении линейного ободка изображение: щита под короной с плюмажем. На щите поделенном вертикально на две части: слева - поднятый вверх меч, слева от него летящая птица, в двух углах друг напротив друга две звездочки. В правой части - ель.


11. Пластина "Вид села Званки". 
Середина XIX в. 
Cталь, травление, золочение, гальваника.
19,5*26. 
Подписи: Под изображением подпись: "Видъ сЪла Званки/Летняго пребыванiя безсмертнаго Державина/и Мирнаго убЪжища Его Супруги." 
ВМП КП-35731

 

12-13. Портмоне с золотым шитьем и футляр. Россия, 1-я пол.XIX в. 
Портмоне: бархат, золотая нить, пайетки, муар, кожа, металл; шитье вприкреп, тиснение, гравировка, насечка; 
Футляр: кожа, картон; тиснение слепое. 
14*9*2 (портмоне); 
14,8*9*2,4 (футляр)
ВМП КП-36329/1-2
Поступление 2012 г.

14-22. Предметы для сервировки обеденного стола.
    Предметы из «ординарного сервиза» для вседневного обихода с цветочным декором, прототипом которого явились «немецкие» цветы или розаны мейсенского фарфора, были широко распространены не только в Европе, но и в России. На них встречаются марки и европейских фарфоровых мануфактур, и отечественных заводов. 
    Их заказывали для сервировки столов во дворцах, пригородных резиденциях, позже стали использовать и в домах состоятельных граждан. Разрешение фарфоровому заводу Гарднера производить подобные образцы сделало эти предметы доступными.
    Название "вседневный сервиз" появилось во времена правления Николая I, когда было издано распоряжение о передаче предметов этого сервиза в Петергоф.

14. Блюдо с волнистым краем и рельефным декором "старый озье" по борту.    

Германия до 1774 г. Фарфор, роспись полихромная, надглазурная.                              5,5(выс) 21,6 (диам.осн.), 34,1 (диам.верх) КП-36320

Со дна в центре подглазурная синяя марка: скрещенные мечи с точкой. У ножки под глазурью в тесте "34". Поступление 2012 г.

15. Блюдо с волнистым краем и рельефным декором "старый озье" по борту. 
Германия до 1774 г. 
Фарфор, роспись полихромная, надглазурная. 
5,7 (выс) 21,5 (диам.осн.), 34,5 (диам.верх) 
Со дна в центре подглазурная синяя марка: скрещенные мечи с точкой. У ножки под глазурью в тесте "34".
ВМП КП-36321.       Поступление 2012 г.

16. Блюдо под супницу. 
18 в. 
Фарфор, роспись надглазурная полихромная. 
44,5 х 27,5, 7 (выс.с ручками). 
На обороте синяя марка: скрещенные мечи, звездочка и три точки. 
ВМП КП 36650
Поступление 2013 г. 

17. Супница с крышкой. 
Майсенская фарфоровая мануфактура. 
18 в. 
Фарфор, роспись полихромная, металл. 
На обороте супницы синяя марка: скрещенные мечи, звездочка и три точки.
ВМП КП-36651.
Поступление 2013 г.

18. Тарелка мелкая. 
Императорский фарфоровый завод, Россия. Петербург.            Вторая половина 18 в. 
Фарфор, роспись полихромная. 3,4 (выс.), 
24,8 (диам.верх), 14,1 (диам.ниж) На обороте подглазурная синяя марка Императорского фарфорового завода (Петербург), у основания в тесте цифра "14".
ВМП КП-33498

19. Тарелка мелкая.                      Императорский фарфоровый завод, 
Россия. Петербург.      Вторая половина 18 в. 
Фарфор, роспись полихромная. 
ВМП КП-33496
На обороте тарелки в центре синяя подглазурная марка Император- ского фарфорового завода в Петербурге, ниже - надглазурная марка фиолетового цвета "П: К." (Придворная контора)

20. Тарелка десертная овальная с орнаментом "старый озье" по борту. Бавария, 1758-1806 гг. 
Фарфор, роспись полихромная, надглазурная, позолота, рельеф. 
3,5(выс) 22,7*19,3
На дне: в центре синяя подглазурная марка - скрещенные буквы С под короной. В тесте: "N" (над маркой), "4 2 D" (у ножки). 
ВМП КП-36435

21. Тарелка десертная овальная с орнаментом "старый озье" по борту. Бавария, 1758-1806 гг. 
Фарфор, роспись полихромная, надглазурная, позолота, рельеф.
3,8(выс) 22,8*19,6
На дне: в центре синяя подглазурная марка под короной "петля" и "S.", ниже - ".Z.". ВМП КП-36436

22. Чаша глубокая. 
Германия 18 в. Завод Людвигсбург. Фарфор, роспись надглазурная, полихромная. 
12,7 (выс.), 13,4 (диам.осн), 27,4 (диам.верх) 
Со дна в центре подглазурная синяя марка: по короной сплетенные зеркально буквы С. Над маркой полустертая надпись на фр.яз.: "Ancienne orcelaine/Gie.Ludwigsburg <далее стерто>/1807"(?). На внутр.части ножки пурпуром марка живописца ".D:" и в тесте - "19". На дне у ножки в тесте "2" и ниже "Х".
ВМП КП-36319
Поступление 2012 г.

23. Тарелка мелкая с монограммой "AS", принадлежавшая А.О. Смирновой-Россет. Франция, 1-я треть XIX в. 
Фарфор, роспись надглазурная, золото. 
На белом поле борта золотом монограмма"AS", над ней корона с пятью жемчужинами. На обороте: надглазурная. Надпись красной краской: "Boyer/rue de la paix 22". 25(диам) 2,2(выс) ВМП КП-35899 
Дар М.В. Бокариус 2010 г.

 

 

 

24. Тарелка декоративная с сюжетом «Покинутая Ариадна». 
Конец XVIII – начало XIX века. 
Изображение восходит к живописному полотну А. Кауфман 1782 г. 
Фарфор, роспись надглазурная, разделка золотом. 
На обороте: в центре подглазурная синяя марка в форме щитка с двумя поперечными линиями, выше бумажная наклейка в виде марки с надписями, ниже черной краской - "Ariadme."
24,8 (диам.) х 3,5 (выс.). 
ВМП КП-36572
Поступление 2013 г.

25. Шкатулка со скругленными углами. Россия XIX в. 
Папье-маше, лак, бронза золоченая.
3,8*13,9*7. 
ВМП КП-35972
Поступление 2011 г.

 

26. Шкатулка с архитектурными пейзажами в картушах и фигуркой путти на крышке. Западная Европа, кон. XVIII- нач. XIX в. Фарфор, роспись полихромная, надглазурная, золотом, рельеф, лепка. 
На основании в центре синяя подглазурная марка завода в Хёхсте (Германия): колесо под короной. У края основания в тесте буквы "H .I".
13 (выс. с крышкой); 16*12,5
ВМП КП-36437
Поступление 2012 г.

 

Фонд драгоценных металлов


 

 
1. Большая наградная медаль Императорского Александров- ского Лицея – награда выпускника 56 курса Владимира фон дер Палена. 

Худ. Рейхель Я.Я., 1900 г. 
Золото, 6,2(диам) 
ВМП КП 35611

 

 

2. Жетон общелицейский именной, принадлежавший лицеисту LXXII курса ИАЛ выпуска 1916 г. Д.С.Михайлову. 
Золото, эмаль. 
3,2 (диам) (с ушком и кольцом). 
ВМП КП-36136

 

  

 

3-4. Ложки чайные, принадлежавшие М.А. Пушкиной, внучке поэта, в замужестве Быковой. 
Россия, последняя треть XIX в. Cеребро, гравировка. 14,7(дл).
     На окончании черенка гравированный владельческий вензель: "МП". На узкой части черенка с оборота клейма: изображение двуглавого орла с клеймом изготовителя "ХЛЪБНИКО[ВЪ]"(окончание нечетко) и клеймо "84" с московским гербом (в овале). 
ВМП КП-35896-35897
Дар М. и А. Пушкиных 2010 г.


5. Общелицейский именной жетон принадлежавший лицеисту LXXIII курса выпуска 1917 г. М.М.Красовскому. 
Золото, эмаль, металл. 
d-2,1 см. 
ВМП КП 35895

  

6. Осколок лицейского колокола, принадлежавший выпускнику 55 курса Императорского Александровского Лицея И.К.Вощинину. 1899 г. 
Чугун, золото, металл белый; гравировка. 
2,7(с ушком)*2*0,3, 36 (длина цепочки вдвое) 
На оборотной стороне гравировка: "И.К./Вощининъ/18 19 99. "  ВМП КП-34079
Дар Е.И. Вощининой 2005 г.


7. Памятная медаль, выпущенная к 200-летию Императорского Царскосельского Лицея. Скульптор Сидоренко В.Г., 2010 г. Изготовлено по заказу музея на Санкт-Петербургском Монетном дворе в 2010 г. Серебро, 6 (диам) ВМП КП-35844

 

8. Трубка с чубуком. 
Конец XVIII в. 
Пенка, серебро, перламутр, рог(?), шнур; резьба, интарсия, чеканка. 36,5 (длина без мундштука), 46,3 (мундштук), 14 (высота трубки), 9 (ширина трубки).
Подписи: На крышке дата: "1785" и монограмма "JLВ". На гладкой поверхности серебряного обрамления вокруг отверстия табачной камеры гравированная буква "А". 
ВМП КП-35621
Поступление 2008 г. 

 

9. Часы механические карманные из семьи лицеиста М. Красовского. 1880-е гг. 
Металл, серебро, стекло. 
4,8 (диам) 1,6 (толщ) 6,9 (выс.с кольцом) 
На задней защитной крышке накладная монограмма "КМ" в виде растительных побегов. 
ВМП КП-35894
Дар Ю.П. Андреева 2010 г.

 

 

 

Фонд нумизматики


1. Монета полушка 1789 г.
Медь, монетный двор Екатеринбурга
d-3,7 см.
Дар В.П. Дроздова 2009 г.
(Монета найдена в районе дома на Мойке, 12.)
КП-35740

  

 

2. Монета 1831 года достоинством 5 копеек.
Медь, d-3,7 см.
Дар В.П. Дроздова 
КП-35739



Фонд скульптуры


 

Александр I, бюст.
По модели Лоренцо Бартолини. 
1808 г.
Мрамор. 
h-57 см.
ВКП-36187. Дар Ю.А.Трубникова

     Лоренцо Бартолини (1777 —1850) — итальянский скульптор-классицист, работал в Карраре, Париже, Петербурге, Флоренции. Профессор Академии художеств. Представленный бюст Александра I по композиции аналогичен мраморному бюсту из собрания музея Версаля и музея Метрополитен в Нью-Йорке. Модель портрета была создана Л. Бартолини предположительно около 1808 г. в период мирных отношений между Францией и Россией.


Фонд мебели


 

 

1-5. Кресла с подлокотниками в форме волют. 

1820-40-е гг. 
Дерево (основа), красное дерево (массив, шпон), ткань; фанеровка, резьба. 
85*65*70. 
ВМП КП-36333/1-5
Поступление 2012 г.

 

 

 

 

 

6. Шкаф-бюро двухъярусный с цилиндрической крышкой. 
Конец XVIII в. - начало XIX в. 
Дерево (основа), красное дерево (шпон), стекло; фанеровка, тонировка. 
215*110*75. 
ВМП КП 36334
Поступление 2012 г.

  


Музей-квартира Н.А.Некрасова


 В 1946 года в историческом доме на Литейном,36, где с 1857 по 1877 год жил Н.А.Некрасов, где находились редакции его журналов «Современник» и «Отечественные записки», был открыт музей-квартира поэта, редактора и издателя. С этого времени и началось целенаправленное комплектование фондов предметами, предназначенными для мемориального музея, главной задачей которого стало воссоздание подлинной обстановки квартиры и атмосферы духовной жизни ее обитателей. Более шестидесяти лет вещи разыскивались сотрудниками музея, приобретались у частных лиц, а многие были получены в дар. К настоящему времени сложилась значительная по тематике и разнообразию музейных предметов коллекция, имеющая большую историческую и художественную ценность. Основу ее составляют мемории и реликвии, большая часть которых находится в постоянной экспозиции. В последние 10 лет фонд формировался в рамках общих традиций музея. Кропотливая работа по комплектованию коллекции, работа с владельцами вещей продолжилась и принесла свои зримые плоды. Собрание пополнилось живописными, фотографическими, нумизматическими, рукописно-документальными материалами, книгами и предметами декоративно-прикладного искусства, часть которых и представлена на выставке.

Безусловную ценность представляют книги с дарственными надписями Н.А.Некрасова и прижизненные издания его произведений. В 2012 году в музей поступила книга «Стихотворения Н.Некрасова» (СПб, в типографии А.А.Краевского (Литейная, № 38), 1873 г., 1-я и 2-я части 6-го издания). На авантитуле надпись чернилами: «Михаилу Павловичу Сухову/ на память/3 августа 1874 г./Лука/ Н.Некрасов». Михаил Павлович Сухов (? - 1886), отставной майор, помещик Новгородской губернии, сосед Н.А.Некрасова по новгородскому имению Лука близ ж/д станции Чудово (с 1871 г.). Сухов был дружен с поэтом, оба были заядлыми охотниками, и Некрасов позволял ему пользоваться арендованными им охотничьими угодьями. Имя Сухова встречается в переписке Некрасова. Обычно поэт приезжал в Чудово на несколько дней, но в 1874 году прожил здесь особенно долго – два месяца. Тогда же и была подарена им книга стихов, оставшаяся в память о поэте у Суховых и бережно сохраненная тремя поколениями этой семьи. Последней владелицей реликвии была правнучки М.П.Сухова. 
Книга «Русская народная сказка «Баба яга – костяная нога» (Сочинение Н.А.Некрасова. Второе издание. СПб, издание Василия Петровича Печаткина, 1871 г.) была подарена музею Т.С.Царьковой в 2011 году. Рукопись сказки, написанной Н.А.Некрасовым в 1840 году, когда он был «очень беден и очень молод ...боролся с нищетою, видел лицом к лицу голодную смерть», была продана им книгопродавцу В.П.Полякову, который тогда же опубликовал ее. А вот второе издание 1871 года произошло без участия поэта и неожиданно для него, и было осуществлено уже другим издателем - В.П.Печаткиным.
Изобразительные материалы представлены на выставке работами художника-графика, мастера сатирического рисунка, заслуженного художника РСФСР, одного из основателей объединения «Боевой карандаш» в Ленинграде, Николая Евгеньевича Муратова (1908-1992). Это две иллюстрации к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина – сказке «Орел-меценат» (1955 г.) и роману «Господа Головлевы» (1967 г.). Обратившись к творчеству великого писателя-сатирика, художник создал шедевры сатирической графики. Коллекция иллюстраций Н.Е.Муратова к книгам М.Е.Салтыкова-Щедрина поступила в музей от дочери художника в 2004 году.
Две иконы неизвестных мастеров - «Господь Вседержитель» в серебряном окладе ( 1869 г.) и «Святой Николай Чудотворец» в серебряном окладе (1793 г.), предназначенные для постоянной экспозиции музея, поступили в 2012 году из Управления Минкультуры по СЗФО. Родовые иконы семьи Некрасовых не сохранились, однако есть убедительные сведения о присутствии образов в квартире поэта. На следующий день после смерти Н.А.Некрасова газеты сообщали: «Скромна обстановка комнаты, в которой лежит теперь Некрасов. В голове покойного, на круглом столике, - небольшой образ Спасителя… четыре больших подсвечника окружают прах поэта…» («Биржевые ведомости», № 335). Образ Святого Николая Чудотворца – одна из родовых, особо почитаемых икон в дворянской семье Некрасовых. В перечне святых икон (из описи дворянских имений Ярославской губернии первой четверти XIX в.) в доме С.А.Некрасова, деда поэта, значится икона «Николая Чудотворца в серебряной ризе под золотом». В этом доме Н.А.Некрасов провел свое детство.
Шкатулка середины XIX в., итальянской работы, приобретена музеем в 2009 году. Она украшена орнаментом и картинкой, выполненной в технике соррентийской интарсии. В Италии этот вид декоративно-прикладного искусства известен еще со времен Древнего Рима, а город Сорренто – один из центров производства сувенирных изделий, украшенных фигурными изображениями из пластинок дерева. Подобные предметы уже есть в музейной коллекции, и напоминают о пребывании поэта в Италии и, в частности, в Сорренто. Писательница А.Н.Якоби (псевдоним Толиверова), встречавшаяся с Н.А.Некрасовым в Италии, отметила в своем дневнике в мае 1867 года: «Сегодня вечером вернулся из Неаполя Некрасов, прислал мне деревянный нож из Sorrento». Некрасов приобрел сувенир и для себя - дорожное бюро, на крышках которого картинки из народной жизни, выполненные в технике интарсии. Этот мемориальный предмет, переданный в музей внучатой племянницей поэта, – одно из украшений коллекции музея. 
За прошедшее десятилетие значительно пополнилась фотографическая коллекция музея. Особо ценной является портретная фотография, соединяющая в себе особенности документа и художественного произведения. В середине – второй половине XIX века фотографии стали важным и модным элементом украшения интерьера, поэтому в большом количестве представлены в постоянной экспозиции.
Из числа вновь поступивших экспонатов, особо следует отметить портрет А.К.Голубева (1890 г.) работы ведущего русского фотохудожника XIX века Сергея Львовича Левицкого (1819-1898). В ателье «Светопись Левицкого» на Невском проспекте у «доброго приятеля едва ли не всего Олимпа русской литературы», любили сниматься писатели, а в 1857 году Левицкий выпустил в свет коллекцию их портретов, среди которых молодые Л.Н.Толстой, Н.А.Некрасов, И.И.Панаев, Д.Н.Григорович и многие другие. Спустя годы, в 1890 году Левицкий сфотографировал Андрея Квинтильяновича Голубева (1851 – 1924). Крупный финансист, товарищ управляющего Государственным банком России, тайный советник, почетный гражданин Петербурга, он был горячим почитателем творчества Н.А.Некрасова и попечителем «некрасовской» школы для крестьянских детей в Абакумцеве. Издал книгу «Н.А.Некрасов» (1878 г.), к которой прилагался фотопортрет поэта: «При обязательной любезности фотографа С.Л.Левицкого, уступившего бесплатно негатив и принявшего на себя труды сношения с Парижем, портрет исполнен фотографиею Лемерсье». В ателье «Левицкий и сын» на Невском,28 в 1890 году фотограф снимал Голубева, тогда чиновника особых поручений Министерства финансов, уже как старого знакомого. 
Впервые представлен на выставке ряд фотопортретов родных писательницы А.Я.Панаевой (урожденной Брянской). Это портрет ее брата Апполинария Яковлевича Брянского, врача женской больницы в Петербурге, работы неизвестного автора. 
Портрет его сына, Николая Апполинарьевича Брянского (1870-не ранее 1930-х гг.) сделан известным петербургским фотопортретистом Д. С. Здобновым. Н.А.Брянский служил преподавателем естественных наук в частной гимназии Я.Г.Гуревича в Петербурге, затем в течение многих лет в 3-м Петербургском реальном училище (Греческий пер.,21). Статский советник. В советское время был преподавателем.
Портрет дочери А.Я.Панаевой, известной писательницы Серебряного века, поэтессы и прозаика, Евдокии Аполлоновны Нагродской - работа известного петербургского фотографа Павла Семеновича Жукова (1870-1942). Евдокия Аполлоновна Нагродская (1866-1930), урожд. Головачева, в первом браке Тангиева, - прозаик, поэтесса. Дочь писательницы А.Я.Панаевой и критика и публициста А.Ф.Головачева. Первые рассказы и детективы (кон.1880-х – нач. 1890-х гг.), подписанные «Е.Тангиева», принесли ей популярность. Роман «Гнев Диониса» (1910), впервые подписанный новым литературным именем Е.Нагродская, имел исключительный успех у читателей, но критикой был встречен недоброжелательно. Ее петербургская квартира была известна спиритическими сеансами и как литературный салон. В 1918 году писательница с семьей эмигрировала во Францию. Умерла в Париже от рака печени. Похоронена на кладбище Тие.
Уникальные фотопортреты были получены в дар от Т.А.Илясовой в 2002 году.
Музей-квартира Н.А.Некрасова обладает большой коллекцией материалов, связанных с жизнью и творчеством писателя И.И.Панаева, а в последние годы стал центром изучения истории дворянского рода Панаевых. 
В 2012 году музей получил в дар от москвича Андрея Андреевича Панаева документы и фотографии из домашнего архива, собранного его дедом, В.П.Панаевым. Владимир Павлович Панаев (1872-1935) - государственный служащий, лингвист. Воспитанник Императорского Александровского Лицея, лицеист 49 курса. Полного курса не окончил и выбыл из старшего класса в 1892 году. Принадлежал к старинному дворянскому роду Казанской губернии. В.П.Панаев служил в гвардейской и армейской кавалерии. Вступил в военную службу в лейб-гвардии Кирасирский Ее Величества полк, квартировавший в Гатчине, рядовым на правах вольноопределяющегося 1-го разряда. В 1893 году произведен в унтер-офицеры. Выдержал в 1894 году экзамен при Николаевском кавалерийском училище для производства в офицеры, и в чине корнета был переведен в 42-й Драгунский Митавский полк. С 1900 года – служащий в Главном Управлении Уделов. Автор «Самоучителя японского языка» (совместно с Иосибуми Куроно). Действительный член Императорского Русского Географического общества. С 1911 года – заведующий делами Императорского Московского вдовьего дома (ведомство учреждений Императрицы Марии). Умер в Москве. Похоронен на Донском кладбище.
Материалы его архива представлены на выставке фотографическими портретами. Это портрет родителей Владимира Панаева - Александры Иосифовны Панаевой (урожд. Мицкевич) и Павла Петровича Панаева (1834-1911). П.П.Панаев - инженер путей сообщений. С 1870 года профессор кафедры инженерного и строительного искусства Императорского московского технического училища. Действительный статский советник. Двоюродный брат писателя и журналиста И.И.Панаева. С1881 года жил в Петербурге. Похоронен на кладбище Фарфорового завода.
На групповом портрете В.П.Панаев изображен среди товарищей по лейб-гвардии Кирасирскому Ее Величества полку (Гатчина).
Портрет В.П.Панаева работы неизвестного фотографа сделан в 1910 году, когда он был служащим Главного Управления Уделов в Санкт-Петербурге.
Нумизматическая коллекция музея пополнилась жетоном «В память 50-летия освобождения крестьян» 1911 года, поступившего в 2012 году из Управления Минкультуры по СЗФО. В 1911 году, когда Россия широко отмечала полувековой юбилей отмены крепостного права, частными фирмами было выпущено большое количество разнообразных по форме и металлу памятных жетонов с надписями, взятыми из манифеста 19 февраля 1861 г. В этом же году почитатели творчества Н.А.Некрасова отметили девяностолетие поэта, последовательного сторонника отмены крепостного рабства. Непосредственным откликом на реформу 1861 года стало его стихотворение «Свобода», в котором он выразил надежду на лучшее будущее, хотя трезво оценивал возможные результаты реформы:
Знаю, на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!.. но распутать их легче народу.
Муза! С надеждой приветствуй свободу!


1. Жуков П.С. (1870-1942)
Портрет Нагродской Евдокии Аполлоновны. 1910 –е гг.
Фотография.
34,2 х 22,5
КПН-2475
Дар Т.А.Илясовой 2002 г.
    Евдокия Аполлоновна Нагродская (1866-1930), дочь писательницы А.Я.Панаевой.
Павел Семенович Жуков (1870-1942) – фотограф, портретист, мастер репортажной съемки. Учился в Академии художеств. Работал в ателье своего дяди, фотографа К.А.Шапиро, затем в собственном ателье на Большой Морской ул.,12. Автор фотопортретов Л.Н.Толстого, А.И.Куприна, А.П.Чехова, П.И.Чайковского и других знаменитых людей своего времени. В 1920-х гг. в Москве снимал видных советских государственных деятелей. Умер в блокадном Ленинграде.

2. Здобнов Д.С. (1850-1914)
Портрет Брянского Николая Апполинарьевича (1870-не ранее 1930-х гг.) 1890-е гг.
Фотография.
10,6 х 6,3
КПН-2482
Дар Т.А.Илясовой 2002 г.


     Николай Апполинарьевич Брянский (1870-не ранее 1930-х гг.) - сын А.Я.Брянского, племянник писательницы А.Я. Панаевой.

     Дмитрий Спиридонович Здобнов (1850-1914) – фотограф, портретист, мастер фоторепродукции. Имел собственные ателье в Стрельне (с 1880 г.) и на Невском пр., 10 (с 1884 г.). Создал фотопортреты А.П.Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина, Л.И. Андреева и многих других своих знаменитых современников. Издал книгу «Русская литература в портретах ее представителей».

3. Левицкий С.Л. (1819-1898) 
Портрет Голубева Андрея Квинтильяновича (1851 – 1924)
1890 г.
Фотография.
16,4 х 10,7
КПН-2739
Приобретено в 2004 г.
     

     Андрей Квинтильянович Голубев (1851 – 1924) – финансист; почитатель творчества Н.А. Некрасова, попечитель «некрасовской» школы для крестьянских детей в Абакумцеве.

     Сергей Львович Левицкий 1819-1898 - фотограф, портретист; ведущий русский фотохудожник XIX в. Первое собственное ателье фотографа на Невском проспекте называлось «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого», а с середины 1850-х гг. – «Светопись Левицкого». С 1859 по 1867 год работал во Франции, в Париже. С 1867 года - вновь в Петербурге, в ателье на Мойке,30. Летом 1867 года издал «Коллекцию портретов русских литераторов». В 1877 году перевел свое ателье на Невский пр.,28 и назвал его «Левицкий и сын». В этом же году получил звание «Фотограф Их Императорских Величеств». В последние годы жизни работал в специально построенном «фотографическом доме» на Казанской ул.,3.

 

4. Муратов Н.Е. (1908-1992)
Иллюстрация к сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Орел-меценат». 1955 г.
Акварель, тушь, перо, белила.
29,5 х 22,5 
КПН-2789
Приобретено в 2004 г.


     Николай Евгеньевич Муратов (1908-1992) - график, заслуженный художник РСФСР.

 

 

5. Муратов Н.Е. (1908-1992)
Иллюстрация к роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Евпраксеюшка и Иудушка. 1967 г.
Тушь, перо, белила.
30 х 27,4
КПН-2795
Приобретено в 2004 г.

 

 

 

6. Неизвестный автор.

Икона «Господь Вседержитель» в серебряном окладе. 1869.г.
Дерево, масло, серебро, позолота.
18 х 15
КПН-3024
Поступила из Управления Минкультуры по СЗФО в 2012 г.

 

 

 

7. Неизвестный автор.
Икона «Святой Николай Чудотворец» в серебряном окладе. 1793 г.
Дерево, темпера, серебро, позолота.
15,8 х 13
КПН-3023
Поступила из Управления Минкультуры по СЗФО в 2012 г.

 

 


 8. Неизвестный автор.
Жетон «В память 50-летия освобождения крестьян». 1911 г.
Бронза.
Диаметр 32 мм (с ушком).
КПН-3025
Поступил из Управления Минкультуры по СЗФО в 2012 г.

    На аверсе – профиль Александра II, на оборотной стороне надпись: «В память 50ти летия освобождения крестьян». В центре на свитке слова из манифеста: «Осени себя крестным знамением, православный народ».


9. Неизвестный фотограф.
Портрет Апполинария Яковлевича Брянского. Сер. XIX в.
Фотография.
16,5 х 13-л.
КПН-2480
Дар Т.А.Илясовой 2002 г.

     Апполинарий Яковлевич Брянский - брат писательницы А.Я.Панаевой, урожденной Брянской.

 

 

10. Неизвестный фотограф.
Портрет Владимира Павловича Панаева (1872-1935)
1910 г.
Фотография.
13,8 х 8,9
КПН-2915
Дар А.А.Панаева. 2012 г.

     В.П. Панаев – двоюродный племянник писателя И.И. Панаева. Учился в Александровском Лицее.

 

 

11. Неизвестный фотограф.
Владимир Павлович Панаев среди товарищей по лейб-гвардии Кирасирскому Ее Величества полку.
Фотография. 1890-е гг.
28,5 х 22. 
КПН-2887
Дар А.А. Панаева.
На снимке В.П. Панаев сидит второй слева в первом ряду.

 

12. Русская народная сказка «Баба яга – костяная нога». Сочинение Н.А.Некрасова. Второе издание.

СПб, издание Василия Петровича Печаткина, 1871 г.
84 с.
19 х 34
КПН-2876
Дар Т.С. Царьковой

 

 

 

 

13. Сабин-Гус С.
Портрет Александры Иосифовны и Павла Петровича Панаевых. 
Санкт-Петербург. Фотоателье «С. Сабин-Гус». 1890-е гг.
Фотография. 
16,3 х 10,6
КПН-2928
Дар А.А.Панаева.
    А.И. и П.П. Панаевы – родители В.П. Панаева. П.П.Панаев – двоюродный брат писателя И.И.Панаева.

 

 

 

14. Стихотворения Н.Некрасова.
СПб, в типографии А.А. Краевского (Литейная, № 38), 1873 г., 1-я и 2-я части 6-го издания.
227 с.
21,8 х 14,3

На авантитуле дарственная надпись автора: «Михаилу Павловичу Сухову/ на память/ Н.Некр[асов]/3 августа 1874 г./Лука».          КПН-2943. Приобретено в 2012 г.

  

15. Шкатулка.
Середина XIX в. 
Дерево, бархат, металл.
108 х230 х125 мм
КПН-2872
Приобретено в 2009 г.

    Шкатулка украшена орнаментом и картинкой, изображающей сцену из народной жизни, выполненным в технике соррентийской интарсии.