Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Скорбим

Опубликовано 30.10.2020

      23 октября 2020 г. в возрасте семидесяти пяти лет скончалась Лариса Михайловна Солдатова.

     Вся ее сознательная жизнь была неразрывно связана с Всероссийским музеем А. С. Пушкина, где она проработала почти 50 лет. Лариса Михайловна начала трудовую деятельность в стенах музея экскурсоводом. В начале 1970-х она включилась в работу сектора временных выставок, который впоследствии и возглавила, позже стала заведующей отделом экспозиции. Экспозиционно - выставочное направление всегда было определяющим в ее музейной деятельности.
     Л. М. Солдатова - одна из авторов ныне существующей литературной экспозиции «Пушкин. Жизнь и творчество» на Мойке,12, а также создатель таких значительных выставочных проектов музея, как «Пушкин и Мицкевич», «Без денег и свободы нет», «Н. А. Львов (К 250-летию со дня рождения)».

     Одной из последних ярких работ Л. М. Солдатовой стала выставка 2005 года, приуроченная к 180-летию восстания декабристов. Это - своеобразное размышление о том, как и почему изменилось восприятие событий 14 декабря 1825 года в XXI веке.
Большинство проектов, которые осуществлялись под руководством и при активном участии Л. М. Солдатовой, были межмузейными: авторитет и знания Ларисы Михайловны позволяли привлечь к их созданию фондовые материалы многих музеев и архивов города. Эрудированная, с разнообразными интересами, она была хорошо известна не только в музейном сообществе Санкт-Петербурга, но и в других регионах нашей страны. Как создатель и куратор выставок Л. М. Солдатова побывала во многих городах союзных республик бывшего СССР, на БАМе, в отдаленных уголках Сибири. Самые интересные выставочные проекты и исследовательская деятельность нашла отражение в многочисленных публикациях Ларисы Михайловны. 

     После ухода из Всероссийского музея А. С. Пушкина Лариса Михайловна продолжала работу в петербургских архивах, готовя новые публикации по истории музея А. С. Пушкина, а также о судьбах поэта и его современников. Тяжелая болезнь, к сожалению, помешала осуществлению этих планов.

Г. Н. Костина


 

Некоторые работы Л. М. Солдатовой:

  • «Особняк на Мойке,12» (СПб, 1999), написанная в соавторстве с Г. М. Седовой.
  • «Традиция памяти Пушкина. На виражах политической жизни России (журнал «Русская литература», 2006).
  • «Иконы в доме Державина» (сборник «Г. Р. Державин и его время». Вып. 1, СПб, 2004.).
  • «"Я родился в Казани..." К вопросу о месте рождения Г. Р. Державина.» (сборник «Г. Р. Державин и его время». Вып. 2. СПб, 2005).
  • «К истории храма во имя Вознесения Господня в новгородском имении Державиных Званка» (сборник «Державинские чтения». Вып. 2. СПб, 2007).
  • «О храме во имя образа Смоленской Богоматери в селе Державино Оренбургской (ныне Самарской) губернии» («Петербургский Рериховский сборник». Вып. VI. СПб. — Вышний Волочек, 2008).
  • «Вотчина поэта в Оренбургской губернии (по архивным материалам)» (сборник «Г. Р. Державин и его время». Вып. 10. СПб, 2015). 

     Ларочка Солдатова, чья первая молодость пришлась на время музейного ренессанса. 1960-е – первая половина семидесятых годов – какие вокруг тебя были личности, яркие, увлеченные… Все споры, обиды, ссоры –исключительно по вопросам музейным, пушкинским (я знаю об этом по рассказам: между мной и Ларисой Михайловной – десятилетняя черта. Потом, в музейной жизни и в отношениях коллег, все упростилось).
      Лара Солдатова (не Лариса, а Лара, с пастернаковским отзвуком) – не о ней говорить, что она отдавала всю себя работе – ничего она не отдавала – просто жила музеем, с любовью и интересом; музей и был её личной жизнью. А ещё была Цветаева, стихи которой она могла читать наизусть, часами. Помню, в художественной галерее Таганрога, куда она привезла нашу выставку (как всегда, насыщенную идеями и материалами; от групп отбоя не было), Лара в полной темноте часа три, кажется, читала лекцию о Цветаевой таганрогским коллегам. Это вечером, когда галерея уже закрылась для посетителей. Какой трагический мир поэзии открывали мы, её слушатели!
      Работать, а часто и общаться с ней было не просто. В качестве проверки на профпригодность она просила написать поступающих в её отдел кандидатов что-то вроде реферата или сочинения на музейную тему (тогда она работала в отделе экспозиции), чем приводила соискателей в полное недоумение. То был свойственный ей максимализм, возможно, её негибкость, нежелание и неумение считаться с изменением отношения к музею.
      Не будем клясться в вечной памяти – памятью о Ларисе Михайловне Солдатовой останется историческая справка по дому Волконской, в составлении которой она участвовала, её блестящие статьи в музейных сборниках; наконец, её выставки, ставшие историей музея.
      Мы стали другие – «не те» «те» понемногу перемещаются туда, куда ушла она.
      Прости нас, Лара, и до – свидания.

Т. И. Галкина