Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Делай добро молча

Предисловие «От переводчика» к книге Джона Данстана «Сара Биллер: английская учительница из Шеффилда в Петербурге XIX века». СПб: Дмитрий Буланин, 2014.


 

Ольга Байрд (Яценко)

  

                                  … Чем ныне явится? Мельмотом,
                                   Космополитом, патриотом,
                                   Гарольдом, квакером, ханжой,
                                   Иль маской щегольнет  иной... ?

           

      На протяжении долгого времени историки пушкинской эпохи и любители русской литературы XIX века, в основном, встречались с упоминанием квакеров  - представителей протестантского религиозного движения, основанного в Англии в конце 1640-х  годов - читая пушкинского «Евгения Онегина». Имена Мельмота-скитальца и Чайльд-Гарольда, упомянутые рядом, усиливали указание на английское происхождение квакеров, а поставленное следом (хотя и через запятую) слово «ханжа» невольно вызывало ироническое отношение к ним. Доминирующая роль православной церкви в дореволюционной России, а позже – атеистическая идеология, принятая в Советском Союзе, сильно затруднили возможность спокойного и вдумчивого исследования исторического наследия, оставленного в России представителями западных религиозных конфессий. Только в последние годы в России стали появляться работы, анализирующие их вклад в образовательную, благотворительную и многие другие области деятельности, хотя за рубежом существует немало публикаций на эту тему.

            Книга английского историка Джона Данстана посвящена его – и нашей! – соотечественнице Саре Биллер, урожденной Килгем. Автор представляет нам удивительный характер: движимая религиозным чувством, Сара Килгем, дочь мятежного английского протестанта, одна отправилась из своей родной Англии в Санкт-Петербург и посвятила тридцать лет жизни «малым мира сего» - девочкам из беднейших слоев населения,  самым низшим субъектам Российской империи. Об их жизни да и самом их существовании мало говорят картины и гравюры, книги, альбомы и музейные экспозиции, посвященные золотому веку русской культуры - пушкинской и александровской эпохе, и чаще всего представляющие возвышенный образ аристократического, «блистательного Санкт-Петербурга». Теперь узнаём, что в эпоху подъема русской поэзии и литературы, торжества петербургской архитектуры, триумфа российского театра, расцвета дворянских салонов, бурной политической жизни – и задолго до появления «маленького человека» и «бедных людей» в поэзии Н.А.Некрасова и в повестях и романах Гоголя и Достоевского – спокойная, тихая и бесстрашная женщина собирала с улиц бедных детей, давала им тепло и крышу над головой, окружала их любовью и заботой, учила грамоте, прививала умение «принимать правильные решения из  принципа и любви, а не из страха наказания» и тем самым дала надежду на лучшее будущее сотням, если не тысячам девочек из петербургской бедноты. Она не занималась проповедью и пропагандой квакерства, не демонстрировала свои убеждения, не стремилась обратить в свою веру, не вступала в конфликт с господствующей православной церковью, но спокойно, деятельно и эффективно делала практическое добро. Чтобы достичь своей ясно сформулированной цели, и в ходе своих трудов она общалась с представителями самых разных социальных уровней, от императоров Александра и Николая и великой княгини Елены Павловны до «кающихся магдалин», сохраняя равно уважительные и исполненные достоинства отношения и с теми, и с другими.

            Мы узнаём о повседневных обстоятельствах и внутренней жизни методистов и квакеров в Англии XVIII и XIX веков; о взглядах и правилах, на которых основывались их действия; о нелегких детстве и юности Сары; о событиях, сформировавших ее личность и определивших ее поступки. Но кроме того, благодаря книге Джона Данстана мы не только знакомимся с религиозной жизнью простых людей в Англии (что позволяет нам гораздо лучше понять образ их жизни и мотивы их деятельности в России), но и гораздо яснее видим обычно скрытую от глаз изнанку повседневной жизни «блистательного Санкт-Петербурга».

            Автор представляет нам результаты своих многолетних разысканий и раскрывает многолетний кропотливый процесс исследования с его ошибками и находками. Мы понимаем, что пробелы, оставшиеся в исследовании, объясняются тем, что Сара Биллер отнюдь не афишировала свою деятельность, но твердо следовала христианскому принципу: «делай добро молча». Отсюда - скудость исторических документов. Джон Данстан, однако, указывает на огромное количество зарубежных источников и архивохранилищ, знакомство с которыми может помочь российским историкам привлечь новые документы и по-новому оценить участие британских миссионеров и, в частности, квакеров в различных аспектах российской действительности 19-го века.

            Д.Данстан рисует образ сильной, смелой, деятельной и благородной женщины, сыгравшей немалую роль в судьбе «малых сих» нашего города. Используя его выражение, можно сказать, что свет жизни Сары Биллер до сих пор сияет в Санкт-Петербурге, и наши благодарность и уважение помогут сделать его еще ярче.