Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

                                      «Скажи, что нового...»

             А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений. Л., 1937 г.  Т.1, с.287.

                                                                                                             

       Комплектование музейных коллекций осуществляется на четко выстроенных научно-исследовательских концепциях. Задача музея состоит в том, чтобы музейными средствами отражать полно и целостно жизненный путь и творческие искания поэта, писателя  или литературного деятеля в контексте  того времени, в котором он жил.  Понимание личности поэта невозможно без представления культурных и социальных  составляющих  предшествующей эпохи, времени ему современному, и осмыслению поэтического феномена следующими поколениями.

     На сегодняшний день музейный комплекс "Всероссийский музей А.С. Пушкина" включает в себя 5 музейных экспозиций, 4 из которых являются мемориальными. Соответственно, пополнение музейной коллекции ведется по  трем основным направлениям: жизнь и творчество А.С. Пушкина, которое включает в себя изучение истории  Лицея, жизнь и творчество Н.А. Некрасова, как успешного продолжателя журнала "Современник", жизнь и творчество Г.Р. Державина,  видного государственного деятеля и наставника А.С. Пушкина. Наиболее интенсивно в настоящее время ведется поиск материалов, касающихся Г.Р. Державина. Найденные  постепенно заполняют экспозиции державинского усадебного дома.

    За последние 10 лет фонды музея пополнились более чем на 1000 экспонатов. Ввиду ограниченности выставочной площади на настоящей выставке, экспозиционерам пришлось  оказаться от демонстрации большего количества экспонатов и акцентировать внимание на предметах эпохи Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова.  На выставке не представлены произведения современных художников, обращающихся к личностям и творчеству наших героев.

    Разыскание  предметов, которые могут стать музейными предметами происходит по-разному. Один из способов - работа  хранителей  фондов  в антикварных и букинистических магазинах, выставочных галереях,  и других арт-объектах. В век компьютерных технологий сайты  магазинов, аукционных домов и галерей позволяют  хранителям  отфильтровать  выложенные материалы и выбрать профильные.

     Частные владельцы нередко в музей  приходят сами  и   знакомство  с ними перерастают во многолетние взаимоотношения.

         Особой категорией владельцев для музея являются потомки Пушкина, Некрасова, Державина,  потомки их ближайшего окружения, которые следуют правилам преемственности поколений. Представители семьи являются не только обладателями особо значимых для музея ценностей (реликвий, меморий), носителями семейных традиций, но выступают главным связующим звеном между культурой прошлого и будущего,  своеобразным транслятором личности поэта или писателя через принадлежность рода.

       Всероссийский музей А.С. Пушкина не одно десятилетие имеет дружественные отношения с заграничными и российскими  потомками  рода Пушкиных. От  Александра и Марии Пушкиных - потомков, живущих в Бельгии, в фонды музея поступили  серебряные ложки (приобретены в 2009 г.)  с гравированными владельческими монограммами "МП" - Мария Пушкина (дочь поэта). На 200-летний юбилей  Императорского Александровского Лицея ими была подарена книга "Евгений Онегин"  с иллюстрациями Е.Самокиш-Судковской 1911 г. издания.

      Долгожданным приобретением, пополнившим коллекцию пушкинских  реликвий, стало  цветное  гарусное детское одеяльце, связанное  Н.Н. Пушкиной-Ланской для первой внучки - дочери А.А. Пушкина (приобретено  у Марии Эдвиновны  Гибшман, в замужестве Ломановой - прапрапраправнучки Пушкина). Среди материалов рукописного фонда ВМП храниться письмо И.Е. Гибшман членам литературного кружка школы №2 г. Коврова ( от 08.09.1971 г.) с  упоминанием о происхождении этого одеяла: "Переезды в начале моей самостоятельной жизни и другие причины лишили меня возможности сохранить хоть кое-что из немногочисленных семейных реликвий. Храню лишь детское шерстяное одеяльце, связанное руками Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской для внучки, моей бабушки Натальи Александровны Пушкиной, под которым спали и следующие два поколения нашей семьи. Кстати сказать, Наталья Николаевна была искусная рукодельница, прекрасно вышивала, хорошо вязала". После смерти И.Е. Гибшман одеяльце по наследству перешло к  ее сыну Эдвину. В дарственной, написанной Эдвином в 1996 г. говорится: "...Передаю в дар вашему музею чашку с блюдцем и фотографии из нашего семейного архива... Гарусное цветное одеяльце, связанное Н.Н. Пушкиной-Ланской, пока оставлю себе...".  И вот в 2012 г. одеяло было включено в коллекцию Всероссийского музея А.С. Пушкина.

        В 2008 году Николас фон Ринтелен - прапраправнук А.С. Пушкина, узнав о желании потомков барона Владимира фон дер Палена, выпускника 56 курса Александровского Лицея,       продать большую золотую медаль,  купил ее и передал в дар нашему музею.

          Кроме медали Николас подарил еще два предмета,  относящихся к лицейскому наследию:  это наградная книга ИАЛ - полное собрание сочинений И.С. Тургенева,  издание 3-е. Т. VII. СПб, типография Глазунова, 1891 г., 458 с., и меню обеда выпускников ИАЛ на 19 октября 1922 г. Париж.

          Клотильда фон Ринтелен - праправнучка поэта, мать Николаса,   преподнесла в дар музею  прижизненную фотографию  младшей дочери  А.С. Пушкина Натальи. Фотопортрет интересен как с точки зрения иконографии, так и с точки зрения становления  и  стремительного развития нового искусства фотографии.   Сегодня, отреставрированный,  портрет представлен на выставке новых поступлений.

      В 2005 году Екатерина Ильинична Вощинина, потомок  лицеистов Ильи Константиновича Вощинина (1879-1912) - выпускника 1899 г., 55 курс, и Даниила Константиновича Вощинина (1885-?) – выпускника 1905 г., 61 курса, посетила лицейскую выставку "Императорский Александровский Лицей. Наставники и питомцы", с которой ее познакомила хранитель экспозиции С.В. Павлова. Воодушевленная увиденным и услышанным, Екатерина Ильинична пожелала передать в дар Лицею материалы из семейного архива Вощининых - осколок Лицейского колокола 55 курса Императорского Александровского Лицея,  две лицейские фотографии Ильи и Даниила,  родонитовую   печатку   с  гербом  рода      Вощининых, аттестат об окончании Александровского Лицея, выданный Илье Вощинину 27 мая 1899 года.

   В 2007 петербурженка Юлия Борисовна Демиденко передала в дар музею предметы из архива семьи Никольских: две фотографии Владимира Васильевича Никольского(1836-1883), сделанные в разных фотоателье Санкт-Петербурга в 60-х годах 19 века и его живописный портрет, выполненный неизвестным художником во 2-ой половине 19 векаДо появления этого портрета профессора в собрании музея изображений В.В. Никольского не было.В благодарственном письме  Юлии Борисовне Демиденко сказано: «Трудами В.В. Никольского, профессора и инспектора Императорского Александровского Лицея, были  устроены Пушкинские музей и библиотека, от которых ведет начало Всероссийский музей А.С. Пушкина... Трудно переоценить значимость Вашего дара особенно в преддверии 200-летнего юбилея Императорского Александровского Лицея...». После реставрации картина заняла свое место в экспозиции одного из лицейских залов.

      Интересна история появления в лицейской коллекции визитной фотографии Александра Михайловича Горчакова (1798-1883) - лицеиста  пушкинского  курса,  министра иностранных дел Росси при императоре Александре II. Этот  коричневый  позитив, выполненный в фотоателье Санкт-Петербурга в 80-х гг. 19 века.   Анна Дмитриевна Кошелева,  нештатный экскурсовод Лицея,   подарила   музею.  В свою очередь, ей фотография досталась от благодарного посетителя, который был очарован повествованием Анны Дмитриевны.  К сожалению,  имя этого человека осталось неизвестным.

     "Пушкин - лучшая слава Лицея... Но справедливо ли забывать нам о других, более скромных деятелях литературы и науки, воспитанных Лицеем?" - считали основатели музея "Лицеана". Главной задачей этого музея было изучение лицейской старины. Библиотека музея "Лицеана", основанная 19 октября 1884 года, включала в себя раздел воспоминаний и записок о лицейских годах  настоящих и бывших воспитанников ИАЛ.   У современных исследователей задача более сложная, уже не осталось на свете ни одного живого свидетеля тех событий. Но неустанный поиск, исследовательская работа и популяризация лицейской истории через музейные экспозиции приносят  результаты.

       Парижанка Ксения Николаевна Паскалис - дочь  Николая Владимировича Буторова (1884-1970),  лицеиста 62 курса, выпуска 1906 года, после знакомства  с материалами лицейской выставки  подарила музею неопубликованные воспоминания своего отца«Прожитое» 1905-1920 гг. и современную цифровую копию 2005 г. с фотографии1906 года  «Выпускники 62 курса Императорского Александровского Лицея». Вместе с ними,  Ксения Николаевна передала от своей родственницы Марьи Алексеевны Кирилловой (урожденной Татищевой),  в дар материалы из семейного архива Татищевых:  рукопись опубликованных воспоминаний в четырех частях  Алексея Алексеевича Татищева (1885-1947), лицеиста 62 курса, выпуск 1906 г.;  подготовительные (черновые) заметки к воспоминаниям А.А. Татищева;  документ на проживание во Франции русского   беженца А. А. Татищева    на   10 листах;  юбилейная  бронзовая  медаль   к 150-летию Императорского Александровского (б. Царскосельского) Лицея,      выпущенная  за границей,      автор - Ф. Андреев.

         Из письма Ксении Николаевны  Паскалис к Светлане Васильевне Павловой:

                   ...Помнится мне, как в Октябре 1970 года, папа с нетерпением ждал день празднования Лицея. «Вот,-  говорит, - через два дня я поеду на праздник Лицея! – Но, Папа, ведь через два дня будет 19 октября по новому стилю,  а день Лицея празднуется 19-го октября по старому стилю, то есть 1-го ноября». Папа был огорчен своей ошибкой и тем, что ждать еще придется почти две недели. Неделю спустя у папы был удар, а еще через неделю он скончался утром 1-го ноября, в день Лицея. В этот день, все редеющие ряды собравшихся воспитанников всех курсов Лицея, отстояв молебен, поминали на панихиде, с другими скончавшимися прежде лицеистами, новопреставленного раба божия Николая...

        В 1997 году в рамках фестиваля "Царскосельская осень в Париже" Всероссийский музей А.С.Пушкина   открыл двухнедельную выставку "Пушкин в Царском селе", развернутую Русском культурном центре. Среди многочисленных представителей русской эмиграции во Франции фестивальные вечера посетил Николай Васильевич Вырубов - внучатый племянник Григория Николаевича Вырубова, видного ученого и мыслителя второй половины 19 века, получившего образование в Императорском Царскосельском Лицее.  С этого времени, идея сохранения и музеефикации лицейского наследия объединила сотрудников  музея-Лицея и   потомка   знаменитого лицеиста,  и  продлилось  более  10  лет. 

    Плодотворными  были итоги   этого  сотрудничества. В 1999 году накануне открытия в музее-Лицее постоянной выставки "Императорский Александровский Лицей. Наставники и питомцы"   Николай Васильевич передал музею в дар  фамильные реликвии Вырубовых:  бюст лицеиста Г.Н. Вырубова; его акварельный портрет и фотографию Помье Луи-Эдмунда Николаевича -  учителя французской словесности (1859-1865) в Императорском Александровском Лицее,  изображенных в марокканских костюмах.

    В 2007 году Светлана Васильевна Павлова получила  письмо от Николая Васильевича. К письму был приложен карандашный рисунок, приклеенный на  картонную подложку с надписью на обороте: «Рисунок, сделанный моим мужем, передать племяннику  Базилю Вырубову ул. Сез 6»Ниже, рукой Николая Вырубова: «Написано тетушкой Софией, вдовой Григория Вырубова. Рисунок представляющий Мольера».  В письме он сообщал: "...я решил Вам послать рисунок руки Г.Н.В. изображающий Moliere, который он всю жизнь хранил при себе, я предполагаю, что рисунок времен лицея...» 

       В 2009 году Николая Васильевича Вырубова не стало.

       Благородная эстафета была подхвачена   Юрием  Александровичем Трубниковым - племянником Николая Вырубова и внучатым племянником Григория Николаевича Вырубова, тоже живущим в Париже. В 2010 году он передал  в дар музею фотографии Григория Николаевича  и лицеистов,   бывших в эмиграции, и свидетельство о присвоении медали Григорию Вырубову 8 июня 1912 года по случаю 40-летия Французской военной  компании 1870-1871 годов.

      В юбилейный год 200-летнего основания Императорского Александровского Лицея Ю.А. Трубников сделал свой главный подарок лицейскому собранию. В сентябре 2011 года дипломатической почтой из Парижа  в музей был доставлен мраморный бюст  императора Александра I, выполненный в лучших традициях европейского скульптурного искусства начала 19 века.

    Родственница Юрия Александровича,  Ирина Александровна Шидловская (урожденная  Боткина, потомок лицеиста 72 курса, выпускника 1916 года Юрия Евгеньевича Боткина)  передала  в дар книгу "Исторический очерк Императорского Александровского (б. Царскосельского)  Лицея,  составлен лицеистом LV курса А.Н.Яхонтовым",    Париж, 1936 г., 242 с., и почтовую карточку на имя  Алексея Степановича Хрипунова (лицеиста 60 курса, выпуска 1904 г.)с трогательным текстом  на адресном поле: «Сердечный Лицейский привет собравшихся в Париже Лицеистов нашему дорогому Алексею Степановичу, более 35-ти лет проводившему с нами этот Священный день Лицея. От души желаю тебе скорейшего выздоровления. Твой  Афросимов 68 к.», ниже – подписи всех присутствовавших с указанием номеров курсов.

              Петербуржец  Юрий Павлович Андреев,  узнав из газеты «Санкт-Петербургские ведомости» о создании новой  экспозиции в стенах Лицея, в конце мая 2010 года пришел в музей на Мойке. Он оказался   племянником лицеиста 73 курса, Михаила Митрофановича Красовского (1899-1951), выпуска 1917 года.  Благодаря ему музей стал обладателем  замечательного дара, внесшего коррективы в уже готовую научную концепцию новой     экспозиции      "Живем мы памятью Лицея...",      открывавшейся в Лицее в июне 2010 года.

        Коллекция лицейских медалей и жетонов достаточно наполнена, но сотрудники музея впервые увидели общелицейский именной жетон, принадлежавший Михаилу Митрофановичу КрасовскомуНа красном эмалевом фоне – вензель Александра I, увенчанный короной. По одну сторону вензеля -18, по другую – 11.  На обороте на металлической основе сверху по огибу – «Для общей пользы», в центре – аббревиатура «ИАЛ», ниже – М.М. Красовский, ниже – LXXIII, ниже – 1917.Впоследствии выяснили, что такие  золотые жетоны присваивались  выпускникам Александровского Лицея  последних трех выпусков. Вторым уникальным предметом из дара Юрия Павловича стал значок в виде гусарской треуголки, с лицевой стороны покрытый черной эмалью, на обороте по верхней дуге с гравированной надписью «Гусару-лицеисту». Историю появления и судьбу этого знака в лицейской летописи еще предстоит разгадать.

       Всего подаренных предметов было 36, среди которых 23 фотографии, из них 10 (фотографии воспитанников и интерьеров самого Александровского Лицея) - пополнили фонд документальной фотографии.

      Несомненный интерес для исследователей представляют еще два предмета из этого дара: свидетельство № 2256, выданное 22 сентября 1912 г. воспитаннику ИАЛ М.М. Красовскому на право носить на левой стороне груди нагрудного знака в память столетия Лицея, и свидетельство о награждении серебряной медалью воспитанника первого класса М. Красовского за диссертацию   « Переселение крестьян в Сибирь». В знак  признательности за столь ценный дар, Юрий Павлович Андреев был приглашен в качестве почетного гостя на торжественное открытие выставки "Живем мы памятью Лицея... " 25 июня 2010 года в музее-Лицее.

        За год до 200-летнего юбилея  на презентации первого тома Лицейской Энциклопедии и  вручении очередной Царскосельской премии почетный гость Михаил Сергеевич Глинка - автор книги «Хранитель. Статьи, письма, проза», и лауреат премии за эту книгу,  торжественно передал директору Всероссийского музея А.С. Пушкина миниатюрный портрет Александра I, выполненный  неизвестным монограммистом в 1822 году. По семейному преданию миниатюра была подарена Василием Андреевичем Жуковским профессору физики и математики Якову Ивановичу Карцову, преподававшему эти науки юному Пушкину в 1811 -1816 годах.

    Постоянно пополняется и коллекция музея-квартиры Н.А. Некрасова. В результате кропотливой научно-изыскательской работы О.А. Замареновой, хранителя некрасовского фонда, удалось найти последнего здравствующего потомка старого дворянского рода Панаевых Андрея Андреевича Панаева (1955 г.р.), который сейчас живет в Москве. Путем долгих переговоров удалось выяснить, что Андрей Андреевич хранит семейный архив своего деда Владимира Павловича Панаева (1872 – 1936) /лицеиста 42 курса, выпуска 1892 года/, который приходился двоюродным племянником И.И. Панаева (1812 -1862) – писателя, редактора журнала «Современник».  Неожиданным, но приятным сюрпризом стало желание Андрея Андреевича передать этот архив в музей-квартиру Н.А. Некрасова. С оказией архив был доставлен  из Москвы в фонды музея. При ближайшем рассмотрении оказалось, что архив состоит из более,  чем 200-х сот вещей разнопланового характера - документы, в том числе лицейские,  личные и деловые письма, фотографии, в том числе лицейские, рисунки, родословная, гравюры,  газетные статьи.

 Несомненный интерес среди них представляют меню лицейского обеда, групповая фотография лицеистов младших классов, ряд писем между родителями братьев Панаевых и преподавателями Лицея, автографы директоров, табеля успеваемости.

     Музей дорожит знакомством с Андреем Андреевичем и надеется  на плодотворное продолжение взаимного сотрудничества.

     Заведующая музеем-усадьбой Г.Р. Державина, Нина Петровна Морозова сумела увлечь коллекционера А.Н. Родионова идеей реконструировать  собрание  гравюр из  так называемого "Тамбовского списка". Алексей Николаевич идею воплотил  в реальность и музей стал обладателем почти полной коллекции западноевропейских и русских гравюр, указанных в описи редкостей при переезде Державина из Тамбова в Санкт-Петербург.

     Давние дружеские отношения  музей поддерживает с  семьей Ю.А. Чистякова, известного петербуржского коллекционера фарфора и предметов ДПИ. За пятнадцать лет сотрудничества музей приобрел и получил в дар  великолепные образцы западноевропейского  и русского фарфора 18-19 веков, каминные часы, портмоне, кошельки, шкатулки, которые, безусловно, украсили музейные экспозиции.

     Летом 2012 г. в рамках проекта "М.К. Аникушину 95 лет" Всероссийский музей А.С. Пушкина организовал выставку "А.С. Пушкин в творчестве М.К. Аникушина" при активном участии дочери известного российского скульптора Нины Михайловны Аникушиной.

    После окончания выставки  коллекция скульптуры пополнилась двумя  новыми экспонатами.  Первым из них стала фигура А.С. Пушкина  работы М.К. Аникушина,  выполненная в непривычном для скульптора материале - фарфоре; вторым приобретением была  бронзовая голова  самого Михаила Константиновича, выполненная молодым талантливым скульптором Н.С. Краюхиным - голова была дипломным проектом Николая Краюхина при выпуске из Академии Художеств.

    В декабре 2012 года музей приобрел у одного из ведущих скульпторов российской современной школы монументальной и станковой скульптуры В.Э. Горевого бронзовый барельеф - портрет К.Н. Батюшкова (1787-1855) в круге.

    К сожалению, ни фарфоровый Пушкин, ни голова Аникушина, ни барельеф  с портретом Батюшкова не представлены на выставке новых поступлений.

     28 сентября 2012 г. в "Доме архитектора" на конференции, посвященной  200-летию со дня рождения известного архитектора Г.Э. Боссе (1812-1894), немецкие потомки архитектора передали в дар музею две уникальные акварели, выполненные Г.Э. Боссе в 30-х годах 19 века. Уникальность акварелей в том, что на них изображен интерьер кабинета Е.А. Энгельгардта (1775-1862) в Санкт-Петербурге на Васильевском острове в квартире, где он жил уже после отставки с поста  директора Императорского Царскосельского Лицея (1816-1823).

      В том же году в октябре потомки семьи Энгельгардт, живущие в Германии и Бельгии подарили музею два парных акварельных прижизненных портрета директора ИАЛ Е.А. Энгельгардта и его жены. Портреты выполнены  художником В.П. Лангером (1802-1870), выпускником Царскосельского Лицея, в бытность, когда директором Лицея  был Е.А. Энгельгардт.

    Рамки статьи, как и выставки "Как богатеет государство", ограничены, и это лишь беглый обзор наиболее заметных эпизодов, связанных с комплектованием коллекции Всероссийского музея А.С. Пушкина.