Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Автор плана П.Ж.Шанлер (P.G.Chanlaire), грав. Пику (Picquet)

План г. Москвы 1812 года

Москва-Париж. 14 сент. 1812г.

Бумага, гравюра.

Когда император бросал свое короткое: «Карту!»...

   Как замечательно, что в  любом музейном собрании, как бы не была узка  ее профильная направленность, есть вещи не совсем отвечающие  основной научной концепции комплектования музейных фондов. Такие экспонаты не только способны удивлять своим присутствием, но и сподвигнуть человеческое сознание к переосмыслению и исследованию  привычных и не требующих доказательств истин.   

  

   О таком музейном экспонате и пойдет речь дальше.

   В собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина в фонде печатной графики есть карта, вернее план Москвы 1812 года на французском языке. В книге поступлений она значится  под номером 33738. В графе "источник поступления" записано: "Приобретена у Наталии Георгиевны Князевой за 27000 рублей в 2004 году. Из собрания Моисея Семеновича Лесмана."[1]

   Здесь мне придется сделать небольшой экскурс по биографии Моисея Семеновича. Для чего, объясню позже.

   В "Опыте словаря советских книголюбов и библиофилов" подготовленном к печати под редакцией Д. С. Лихачева в 1974 году, есть такие строчки: "Лесман Моисей Семенович, пианист, Ленинград. Книги начал собирать в школьные годы..."[2]

   Моисей Семенович Лесман (1902-1985) родился в Екатринославле (Днепропетровске) в семье инженера и оперной певицы. В 1904 году cемья переехала в Ташкент. Закончил гимназию, поступил на филфак, а затем на медицинский факультет Ташкентского университета.

   В 1922 году М. С. Лесман перебирается в Петроград, а позже поступает  на исполнительский факультет уже Ленинградской консерватории, таким образом окончательно определяясь с профессиональным призванием.  В какой-то степени аккомпониаторство и гастролирование позволило Моисею Семеновичу значительно преумножить свою  книжную коллекцию. Именно в командировках пытливый ум и исследовательский инстинкт не позволяли ему  терять драгоценного времени и заниматься  архивной работой и поисками раритетных изданий.  К концу 30-х годов 20 века М.С. обладал великолепной книжной коллекцией и собранием рукописей.

   Основная тема коллекции Моисея Семеновича - редкая русская книга 18-19 веков и русская поэзия конца 19-начала 20 века, но "собирательская жадность" и понимание своего пристрастия как коллекционера - спасателя, а коллекционирование - есть дело спасения и сохранения памятников культуры прошлого для будущих поколений, значительно расширяет рамки тематической направленности книжного, рукописного и особенно справочного материалов в собрании Моисея Семеновича.

   ВОВ внесла свои коррективы в жизнь Лесмана. Во время блокады Ленинграда вся его книжная коллекция погибает. Рукописи - то единственное,  что удается вывезти из осажденного города на Урал, в село Сива, а затем в Молотов (Пермь). По возвращению в Ленинград - все пришлось начинать сначала.[3]

   Моисей Семенович всегда считал, что коллекция - это живой организм, а для того, чтобы жить, она должна работать. Если она недоступна людям, если не приносит радости познания и открытий - она мертва. Тогда ее существование не приносит радости и самому собирателю.

   Большую часть коллекции М.С. передал в Ахматовский музей в Фонтанном доме. Нам же достались (вместе с планом Москвы), уже после его смерти, два автографа Михаила Лукьяновича Яковлева (1798-1868), лицейского товарища Пушкина - черновой автограф стихотворения "Элегия" и эпитафия "Надгробие графу Милорадовичу"; письмо Екатерины Ивановны Трубецкой  Ивану Александровичу Якубовичу - отцу декабриста Александра Ивановича Якубовича, из Петровского завода 12 февраля 1832 года (о чем письмо); заемное письмо А.И. Якубовича о взятых в долг деньгах у надворного советника Д.И. Ильина ( беловой автограф 27.01.1817)  и план города Одессы 1864-1867 гг. Гравер А. Бринштейн (на обороте "Книжная торговля В.И. Клочкова. Петроград. Литейный проспект, 55).[4]

   В 1989 году вдова М.С. Лесмана Н.Г. Князева издала аннатированый каталог "Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана". Наши вещи туда не вошли.

   Теперь обратимся непосредственно к объекту нашего внимания. Карта представляет из себя  лист, разбитый на  20 одинаковых  прямоугольников  размером 25,5* 18,5 см и наклеенный на тканевую основу (холст) размером 102*93 см.   В левом верхнем углу название, которое в переводе с французского звучит так: "План города Москвы и предместий, составленный по сведениям, доставленным офицерами императорского Генерального штаба великой армии, с указанием мест, подожженных  русскими, на момент вступления его величества императора Наполеона 14 сентября 1812 года." Ниже: "Париж" и имена автора и гравера: Пьер-Жиль Шанлэр и Шарль Пике.

   В правом нижнем углу дан указатель частей города в виде таблицы. Правее от таблицы - примечание на французском языке: «Кремль был минирован  и разрушен только после оставления Москвы  французской армией».

    План Москвы составлен в пределах Камер-Коллежского вала. Места,  подожженные русскими, отмечены крестиками. Как гравюра и музейный предмет, карта имеет хорошую сохранность. Еще одной  особенностью является способность ее трансформироваться в очень компактную и удобную для ношения в планшетнике. При трансформации на верхнем прямоугольнике на холсте  есть карандашная надпись - Москва в английской и французской транскрипции, ниже – по-французски: "Шанлэр" и ниже - год "1812".

   Имея имена  автора-составителя и гравера,  свой поиск я начала с них. К сожалению,  сведений набралось немного.

   О Шарле Пике неизвестно ничего, кроме того, что он гравер - географ и гравировал карты Франции, Германии и Америки.

   Пьер-Жиль Шанлэр родился в семье придворного лесничего и впоследствии был служащим топографической кадастровой конторы. Французская революция стала для него стимулом серьезно заняться географией. При Наполеоне с 1803-1808 г. был директором кадастрового бюро топографии и  картографии, в те годы считался лучшим картографом. Умер 8 марта 1817 года в возрасте 58 лет в Париже.

   Следующим шагом стало выяснение: "А много ли их, таких карт?"

   Буквально накануне, перед знакомством с картой, фонды нашей удивительной библиотеки сделали небольшую обзорную выставку печатных изданий, посвященную Отечественной Войне 1812 года.[5] Там я увидела иллюстрированный каталог выставки в честь 100-летия войны 1812 года, изданный в 1913 году, сейчас является раритетным изданием. Как и сама выставка, каталог поделен на темы аналогичные тематике залов. В разделе "Пожар Москвы" мне удалось отыскать единственную карту, которая называется так: " Москва 1812-1912 гг. Схематический план Москвы за сто лет, составленный П.Н. Миллером путем нанесения плана 1812 года на такой же 1912 года". Красной краской обозначены сгоревшие в 1812 году места, зеленой - еще не застроенные в то время. (Собственность музея 1812 г., дар П.Н. Миллера).[6] Я познакомилась со всем каталогом, получила просто огромное удовольствие. Не могу не сделать здесь небольшое отступление и зачитать присутствующим названия некоторых экспонатов.

   В этом же зале экспонировался рукописный план погоревшей Москвы 1812 года. Число оставшихся домов: перечисляются Старомосковские улицы (Собственность музея 1812 г., дар  С.Л. Белорукова).[7] Автор неизвестен.

   В зале отступающей французской армии была размещена карта похода Наполеона I в Россию с указанием путей отступления: издана Главным Штабом в царствование Александра I. Масштаб 20 верст в английский дюйм. (Собственность музея 1812 г., дар  Главного Штаба).[8] В этом же зале среди архивных документов находился и такой: "Рапорт полицейского комиссара 16-го участка Басманной части Гумберта Дрозе от 11 октября 1812 года с просьбой об отставке, т.к. он ничего не может сделать с шайкой воров, работающей в его участке" (Архив Сената, № 942, т. III, л. 37).[9]

   В зале Наполеона мое внимание привлекла книга "Бич Франции или  коварная и вероломная система правления нынешнего повелителя французов, описанная очевидным наблюдателем". Издание второе с присовокуплением портрета Бонапарта. Санкт-Петербург, в медицинской типографии 1814 год. (Собственность Н.М. Миронова).[10]

   Музей не состоялся, выставка была размонтирована, и вещи, которые были собственностью музея войны 1812 года остались в ГИМе. Предполагая, что может быть за последующие 100 лет ГИМу удалось пополнить свой картографический фонд такой картой, я связалась с хранителем отдела картографии ГИМа Владимиром Эриковичем Булатовым, который авторитетно заявил, что такой карты у них нет.

   Мое обращение к Интернет-ресурсам было более продуктивно. План выставлен продажу на английском букинистическом сайте в коллекции карт  за 800 фунтов. Карта совершенно идентичная, но она напечатана на двух листах и никакой холщевой подложки нет. Она не так хорошо сохранилась, со следами плесени и затеков. Листы так же можно купить отдельно по 400 фунтов за лист.

   Следующей моей удачей было посещение сайта Российской государственной библиотеки. В отделе картографических изданий в электронном каталоге я нашла эту карту, тоже в единственном экземпляре и тоже напечатанную на двух листах. От первой и второй она отличалась тем, что раскрашена вручную. План в очень хорошей сохранности, но находится в спецфонде,  и  наверное взглянуть  на него  - дело не совсем простое.

       В итоге, у нас есть три карты: на холсте из одного листа,  в Англии на двух листах в плохом состоянии и раскрашенная от руки на двух листах в РГБ. Меня постоянно беспокоит это холщовая подложка. Очевидно, что карта была выполнена специально для использования в полевых условиях (трансформируется для ношения в сумке-планшете и холст, в отличие от бумаги, можно сколько угодно раз сворачивать и разворачивать). Но каким образом, план с такой датой был изготовлен в Париже? Ответ на этот вопрос отыскался в книге "Без единого выстрела. Из истории российской военной разведки" А. Горбачевского и Ю. Семенова.

       ...Превратить профессиональных дипломатов в разведчиков одним росчерком пера — это было в натуре Наполеона. Впрочем, такая практика существовала и прежде.

        Особой заботой французской разведки были карты предстоящего театра военных действий. Никогда Наполеон не вел войны вслепую, не зная местности, не видя ее. За императором вместе со ставкой повсюду следовал специальный картографический кабинет. У начальника кабинета, генерала Баклэ д'Альб, не было спокойной жизни. Когда император бросал свое короткое: «Карту!», его обязанностью было тотчас же подать Наполеону требуемый лист, дополненный самыми последними данными. Дополнением, уточнением карт занимались офицеры генерального штаба, которых засылали в страну. Сейчас на очереди была Россия. Императорский картографический кабинет должен был получить русские карты. Любой ценой.

        Эти карты были получены. Причем даже не сами карты, а нечто более значимое — медные гравировальные доски, с которых карты печатались. Каким образом французскому представителю в России Лористону удалось сделать это, остается одной из тайн французской секретной службы. Несомненно, это был успех французской разведки...

   В завершение моего сообщения я попробовала сделать небольшое изыскательское предположение. Предположим, что этот наш план пользовали офицеры армии Наполеона, когда входили в Москву (речь не идет о том, что ее в руках держал Наполеон и бросил на карту свой внимательный взгляд). Дальше предположим, что Александр Иванович Якубович, участвовавший в заграничных походах 1812 - 1814 годах в чине портупей-юнкера, взял в качестве сувенира себе эту карту у какого-нибудь плененного офицера-француза. Так она оказалась в архиве семьи Якубовичей. Архив - два письма и две карты попали в книжную лавку Клочкова в Петрограде в 1922 году и были куплены Моисеем Семеновичем Лесманом. Как говорилось выше, из блокадного Ленинграда удалось вывести только рукописные материалы, среди которых была наша карта. При передаче коллекции Лесмана в музей Анны Ахматовой, эти материалы остались в семье коллекционера. И только после его смерти  вдова Моисея Семеновича передала эти материалы во Всероссийский музей А.С. Пушкина.  Повторяю - это мое предположение.

 

Список литературы.

1. Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана. Аннотированный каталог. Москва, издательство «Книга», 1989 г.

2. Выставка 182 года. Иллюстрированное издание под редакцией В. Божовского. Особый комитет по постройке в Москве музея 1812 года. Москва, т-во А.А. Левинсон, 1913 г. 608 с.

3.  Документы и архивные материалы фондов Всероссийского музея А.С. Пушкина за 2004 год.

4.   Интернет-ресурсы



[1]    Документы и архивные материалы ВМП. АКТ ПП № 03/04 от 19.01. 2004 г.

[2]  Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана. Аннотированный каталог. Москва, издательство «Книга»,

      1989 г., с. 5.

 

[3] Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана. Аннотированный каталог. Москва, издательство «Книга», 1989 г., с. 17.

 

[4]  Документы и архивные материалы ВМП. АКТ ПП № 03/04 от 19.01. 2004 г.

 

[5] Выставка 1812 года. Иллюстрированное издание под редакцией В. Божовского. Особый комитет по постройке в Москве музея 1812 года. Москва, т-во А.А. Левинсон, 1913 г.  

[6] Там же. С. 239.

[7] Там же. С. 298.

[8] Выставка 182 года. Иллюстрированное издание под редакцией В. Божовского. Особый комитет по постройке в Москве музея 1812 года. Москва, т-во А.А. Левинсон, 1913 г. С. 305.

[9] Там же. С.198.

[10] Там же. С. 311.