Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

С сайта Радио-Свобода (www.svoboda.org/content/article/24186570.html)

Марина Тимашева (театральный обозреватель Радио Свобода): Параджанов-литератор стал известен благодаря Коре Церетели. Ее первая книга вышла в издательстве "Азбука". 

Владимир Габбе (руководитель театра "Параджановское фойе"): ... благодаря Коре Церетели мы впервые так широко открыли для себя Сергея Параджанова-литератора. <...> сценарии, которые здесь опубликованы впервые для широкого читателя, являются просто литературным достоянием, как нерожденные шедевры, не говоря уже о тех письмах из зоны, которые открывают нам совершенно с другой стороны одну из главных особенностей - философскую грань мастера. 

Кора Церетели: Первую я составила по его сценариям, письмам, новеллам, которые собирала много лет, начала собирать при нем. Масса людей, которые прекрасно знали Параджанова, были потрясены тем, какова глубина его таланта и его поэтического дара, и в литературе, кинолитературе, потому что это все зрительно, он же все видел, он писал только то, что видел. И третья ипостась, которую я сейчас попытаюсь воссоздать, в Новгороде выходит эта книга "Коллаж на фоне автопортрета", в которой опять-таки видна уникальность личности. Более свободного человека, я утверждаю, не было на свете. Потому что мы знаем Сальвадора Дали, но все равно это было какое-то усилие, чтобы что-то сыграть. Вот, предположим, усилие, чтобы кому-то что-то показать. Этот человек - он рождался, он открывал глаза, и он играл с начала до конца, весь день, с утра до ночи. Причем это продолжалось до самой его смерти. И это была игра воображений. И вообще, его отношение к действительности, как толчок для развития фантазии и для творчества, очень интересно он пишет об этом, и пишет и Тонино Гуэрра, его друг, они пишут почти одними словами: "Действительности нет. Она существует только для того, чтобы стимулировать в нас творчество и фантазию". И вот сейчас выйдет книга рассказов о нем и его рассказов о людях, и там уже 80 рассказов о нем и 60 его рассказов, таких живых, ярких и интересных, демонстрирующих абсолютную нетрадиционность его мышления, умение замечать детали, мимо которых мы проходим, необычайно точные характеристики людей, необычайно яркие, сказанные двумя-тремя словами.  

     Сергей Параджанов - великий режиссер, создавший новый язык кино, художник, искусство которого не имеет аналогов в мировом искусстве. 
     И хотя, знаменитый кинорежиссер никогда в Армении не жил, но все свое художественное наследие - коллажи, рисунки, инсталляции - завещал родине своих предков. Для более близкого знакомства с его творчества в 1988 году по решению правительства в Ереване был основан музей С. Параджанова. 
      Основу собрания составляют больше 600 работ Параджанова, а также интерьер тифлисского дома и личные вещи, перевезённые в Ереван ещё при жизни художника по его разрешению. 
     Большой интерес представляет собой художественное творчество режиссера: коллажи, керамика, куклы, рисунки, ассамбляжи, эскизы к фильмам, отзывы о его фильмах, напечатанные во всемирно известной прессе, а также все те вещи и личные предметы, которые открывают нам Сергея Параджанова как человека с незаурядной индивидуальностью, прошедшего весьма тяжкий жизненный путь. 

Почему музей С. Параджанова помещен в рубрику "Мемориальные музеи литераторов" читайте в колонке справа.