Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

В этом году нас было двадцать:

Елена Леонидовна Шамарина - заведующая отделом музейно-творческих программ: экскурсия по экспозиции «ВМП. Страницы истории», лекция «Н.Н.Гончарова-Пушкина-Ланская.
Татьяна Петровна Волохонская - сотрудник отдела культурных программ:
лекции «Первый биограф Пушкина» и «Лирика Пушкина».
Татьяна Георгиевна Александрова – главный хранитель Всероссийского музея А. С. Пушкина (до 2012г.): лекция «Прижизнен-ная иконография Пушкина».
Елена Владимировна Пролет - хранитель фонда оригинальной графики:
хранительский показ ВМП «Шедевры изобразительного искусства в экспозиции ВМП».
Марина Витальевна Бокариус - хранитель книжных фондов:
лекция «Библиотека Пушкина».
Елена Георгиевна Статьина - сотрудник Музея-Лицея: 
экскурсия по экспозиции «Живем мы памятью Лицея».
Антонина Петровна Артихович - хранитель экспозиции «Владельцы русской лиры»: лекция и занятие в залах ВМП «Пушкин-историк»; показ экспозиции «Владельцы русской лиры».
Ольга Александровна Замаренова - хранитель фондов Музея Н.А.Некрасова:
рассказ об истории создания и показ музея Н. А. Некрасова.
Виктория Джансис - сотрудник экскурсионного отдела: экскурсия по ВМП.
Алексей Александрович Копылов, любезно согласившийся прочитать лекцию «Лепажа стволы роковые».

Экскурсоводы:
Татьяна Дмитриевна Дмитриевская (Музей Державина),
Любовь Андреевна Турецкая (ВМП и пешеходные «На Мойке, близ Конюшенного мосту», «Последний путь»),
Татьяна Голюнова (Музей-квартира А. С. Пушкина),
Маргарита Рудольфовна Муравьева (Музей-Дача и Лицей),
Ирина Арменовна Крылова (Музей-квартира А.С.Пушкина).

Методисты:
Н. В. Блинова (Тематическая экскурсия «Евгений Онегин» и лекция «Восприятие романа «Евгений Онегин» читателями разных поколений»)
Н. В. Захарова (Лекция «Единственный судья и хранитель своей чести»)
Н. С. Казак (Лекции: «Лицейское братство», «Пушкин-издатель», «Салоны Пушкинского Петербурга», автобусная экскурсия «Пушкин в Петербурге»)
Э. С. Лебедева (Лекция «Двум Александрам Сергеевичам»)
Л. Е. Смирнова (Лекция «Мой Пушкин», методическое занятие в экспозиции Музея-Квартиры А.С.Пушкина, методический показ экспозиции ВМП «Видел я трех царей…», практические занятия в залах ВМП)

«Мы с тобой - одной крови! Ты – и я»

     Наше общение с будущими слушателями курсов начинается с телефонного разговора. О, подчас это просто поэма! Собеседники потихоньку «прощупывают почву»: в каком тоне можно общаться, предполагаются ли строго официальные отношения по модели «учитель - ученик», либо возможны варианты. Впрочем, эта проблема существует только у тех, «кому за тридцать», тем более, «кому за сорок», то есть у людей, достигших успеха в своей профессии. Но одна фраза неизменно звучит в речи представителей всех возрастных групп: «Я хочу посещать курсы подготовки экскурсоводов».

     Это первое «хочу» реализовать просто: записались, квитанцию оплатили, на первое собрание пришли. И на первом этом собрании, все заполняют небольшую анкету. Впрочем, это название не точно, вернее, точно, не отражает сути «документа». Назовем его… «заявление о намерениях». В конце концов, что-то ведь побудило человека прийти к нам? Чтобы не впадать в патетику, слово «намерение» заменим на «желание». То есть, не «намереваюсь получить….», а «хочу получить…». Варианты самые простые, самые естественные, не требующие от человека прямо так сразу душу распахивать:

Я хочу:

Освоить профессию экскурсовода

Приобрести навыки публичного выступления

Больше узнать о Пушкине

Больше узнать о музее Пушкина

Подготовить экскурсию по ………….. (выбор одного из филиалов ВМП)

      Спустя полгода, слушатели получают эти свои листки с предложением отметить, какие именно их желания реализованы. Как выяснилось, «ознакомиться с профессией», «получить представление о профессии». «Попробовать себя в этой профессии» – это возможно, а вот «освоить» – требует времени. «Больше узнать о музее» – это не только и не столько о филиалах и экспонатах речь, сколько о людях, которые работают в этом музее. И все это находит свое отражение в ответах на вопрос: «Коллеги, что именно «случилось» из того, что вы ожидали?»

     Кто-то ставит галочки, кто-то кружочки, кто-то предпочитает не ограничиваться значками, а ответить на вопрос в свободной форме. Вот какие «свободные ответы» мы увидели-услышали в этом году:

  • Я получила больше, чем желала. Спасибо!

  • Огромное спасибо за все лекции, экскурсии, занятия! Полученное превзошло ожидания! Экскурсию готовлю. Надеюсь работать в ВМП.

  • Возможность узнать, увидеть людей, чей образ жизни – музей Пушкина – это лучшее, что было. Их «труд и вдохновение» вызывают не только уважение, но восхищение и «чувства добрые»!

  • Благодаря курсам, я получила возможность прикоснуться к этой эпохе. Узнала много интересных фактов из жизни Пушкина, попробовала себя в роли экскурсовода, начала делать собственную экскурсию.

  • Занятия превзошли все надежды. Вы сказали точные слова: как помогает душе чувство, что ты среди «своих людей»… Полгода каждую неделю ждала похода к вам. И, конечно, больше узнала о Пушкине, о работе экскурсовода. Теперь осталось заставить себя соответствовать.

  • Низкий поклон за всё! Жизнь моя стала намного счастливее.

  • Спасибо!! За новый взгляд, за расширение рамок, за новые перспективы!!!

     Спасибо! Спасибо нам всем: научным (!!) сотрудникам, экскурсоводам, методистам за то, что рутинное «посещение курсов» стало праздником для тех, кто полгода назад позвонил в Методический отдел и озвучил свое первое в нашем списке «хочу…».

     

      Но. Мы, конечно, очень даже неплохие специалисты. И именно потому хорошо знаем, что все наши умения, знания, профессиональные и человеческие качества не имеют ни-ка-ко-го значения, не играют ни-ка-кой роли в достижении приличного (по крайней мере) результата, если в аудитории, на экскурсии основную массу составляют люди, говорящие на другом языке. Нет, не иностранцы. Вполне даже русскоговорящие, но …

     Поэтому. Огромное спасибо вам, вам всем, кто последние полгода каждую субботу приходил на наши встречи-занятия-лекции-экскурсии. Спасибо за удовольствие, доставленное возможностью общаться с вами – группой, которую теперь объединило официальное название «ВМП. Выпуск 2015», и - с каждым из вас в отдельности. Ведь «мы – одной крови»!

До встречи в экспозициях Всероссийского музея А. С. Пушкина, коллеги!

Смирнова Л. Е.