Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Fleury, Claude, (1640–1723).

Les Moeurs des Israelites, ou l’on voit le modele d’une politique simple & sincere pour le gouvernement dés etats & la reforme des moeurs. / Par M. Fleury, precepteur de monseigneur de Vermandois. — Quatriesme edition. Corrigée & augmentée. — A La Haye : Chez Adrian Moetjens, marchand libraire prés la Cour, à la librairie françoise, 1683. — [8], 204 c. ; 12°.

 ВМП КП 38116

 

    Книга «Les Moeurs des Israëlites» («Нравы и обычаи израильтян») была написана Клодом Флёри в 1681 г. Наряду с «Историческим катехизисом» (1679 г.) и рассуждениями о «нравах христиан» (1682 г.) этот труд стал своеобразной предтечей фундаментальной «Церковной истории» («Histoire ecclesiastique») того же автора, в двадцати томах которой была представлена история Церкви от Вознесения Господня до 1414 г.

    «Les Moeurs des Israëlites» интересна своей необычной концепцией. В начале книги К. Флёри вскользь упоминает о Библии как о тексте, вдохновлённом Богом, а затем последовательно использует её не как священный текст, а как «ассортимент антикварных данных», разбирая «темы еды, одежды, брака, сельского хозяйства, войны, торговли и, конечно, религии»[1]. Читателю предлагается «отказаться от предубеждений нашей страны и нашего времени, чтобы взглянуть на израильтян в контексте времени и места, в котором они жили; сравнивая их с близкими к ним народами, мы сможем постичь их образ мышления и мораль»[2].

    Особого внимания, безусловно, заслуживает личность самого аббата Флёри. Он родился в 1640 г. в Париже в семье адвоката, образование получил в клермонской иезуитской коллегии и, став адвокатом в возрасте 18 лет, за девять лет заработал себе имя и обширную практику. Но этот род занятий, очевидно, не удовлетворял его глубокое религиозное чувство — оставив юриспруденцию, Флёри принял духовный сан и посвятил себя в том числе и просветительской деятельности. С 1689 г. он был наставником детей короля Людовика XIV, затем стал приором церкви Парижской Богоматери. Во время периода регентства был духовником Людовика XV. Прожив долгую и плодотворную жизнь, Клод Флёри скончался в 1723 г. Его достоинства  высоко оценивали современники, один из них оставил такие строки: «Едва ли когда был человек более учёный и более простой, более смиренный и более возвышенный. Каждое слово его было любезностью и каждое действие добродетелью»[3].

   В собрании Всероссийского музея А. С. Пушкина есть несколько томов различных произведений Флёри, среди которых особую ценность, безусловно, представляют два прижизненных издания «Нравов и обычаев израильтян».

    Представленный на «Книжной полке» том примечателен также благодаря своему провенансу. Книга в простом составном переплете испещрена владельческими пометами орешковыми чернилами в тексте и на полях. Особую трудность при описании представляли владельческие записи на титульном листе и форзацах. Позволим себе воспроизвести некоторые из них: на форзаце вверху черными чернилами: «C. d: 11 Maj: 68. Rip. | f. d: XVII. Sept: MDCCLXX. Rip:»; на тит. л.: «JKBloch | d: 24 Apr: 1749. | Urim & Tummim»; на защитном переплетном листе перед задним форзацем вверху: «Γνῶθι σεαυτόν | Rip: d: 17 Sept: MCDCCLXX. | [...]», ниже: «Non ob aliud foemina nubit, quam | ut mater fiat | Augustin: | Rip: d: 18 Sept: 1770.»; на обороте этого листа вверху: «fat cito, si fat bene», ниже: «Certus ut denos decies per annos | orbis et cantus, referatq ludos | Ter die claro, totiesq, grata | Nocte fequentes. | Horat: | Rip: d: XIX. Sept. | MDCCLXX»; на обороте свободного листа заднего форзаца вверху: «Noli me tangere.», ниже: «Qvemadmodum bona opera pro | fitentur deum, ita | mala quodam-odo | loqȕntur: non est | Deus (?) | Cypr:»; на свободном листе нахзаца: «Wo findet beides sich zugleich: | Geld und Verstand zu edlen Taten? | Vielleicht im tausendjährigen Reich, | In Wahrheit nicht in unsern Staaten. | Haged.», ниже: «Qui primatum quarunt, sibi ipsie | sunt dedeeori, ignorantes, hoc | se pacto ad infima detrudi | Chrysost: hom: LXVI. in Matt | c. XX».

    Очевидно, книга принадлежала Й. К. Блоху (J. K. Bloch; 1717–1773), епископу датского города Рибе. Именно на это географическое наименование (Ripen) указывает сокращение «Rip.», предшествующее датам в записях. Цитаты из Августина, Иоанна Златоуста, Киприана, Горация, Фридриха фон Хагедорна, выписанные владельцем, возможно, использовались им при произнесении проповедей.

    Книга находилась в библиотеке Лицея, на что указывают экслибрисы и штампы, и была одной из самых старых в составе этого богатейшего собрания.

А. И. Долгова


[1]Гинзбург К. Читая историю между строк: Непреднамеренные открытия // Новое литературное обозрение. 2017. № 1 (143). С. 26

[2] Цит. по: Гинзбург. К. Указ. соч. С. 26

[3] Лебедев А. П. Церковная историография в её главных представителях с IV-го века до XX-го : [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebedev/tserkovnaja-istoriografija-v-ee-glavnyh-predstaviteljah-s-iv-go-veka-do-xx-go/4