Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Приглашаем на выставку!

Опубликовано 25.07.2022

                                                    ИСПОЛИН МОЛЬЕР

                                                             (1622–1673)

Исполин – пушкинское слово о Мольере. Так поэт назвал комедиографа в стихотворении «Городок», написанном ещё в Лицее.

Жан-Батист Поклен родился в Париже в семье придворного мебельщика-декоратора. Отец дал ему блестящее образование: юноша закончил престижный колледж, а затем – Орлеанский университет. Однако вместо того, чтобы служить при дворе или выбрать модную должность адвоката, он стал лицедеем. В 1644 году, получив причитающуюся ему часть материнского наследства, Мольер открыл в Париже новый театр.

Актерство в ту пору считалось делом богопротивным, особенно резко церковь осуждала комедиантов. К высокому жанру трагедии относились не столь сурово, и Мольер надеялся отличиться, изображая трагических героев. Увы, столица не приняла его! До 1658 года он вместе с труппой странствовал по провинции и вернулся в Париж, уже осознав свой комедийный дар.  

Парижская театральная жизнь к этому времени изменилась: молодой король Людовик XIV считал театр делом государственной важности и сам принимал участие в создании спектаклей.  Воинственный, расточительный, капризный, он опирался не только на армию и церковь, но и на искусство. Поэты, драматурги, художники воспевали его блестящие победы, его величие, праздники, выстроенный им Версаль... 

Парижская театральная жизнь к этому времени изменилась: молодой король Людовик XIV считал театр делом государственной важности и сам принимал участие в создании спектаклей.  Воинственный, расточительный, капризный, он опирался не только на армию и церковь, но и на искусство. Поэты, драматурги, художники воспевали его блестящие победы, его величие, праздники, выстроенный им Версаль... 

Помпезность вошла в моду. Придворные подражали королю: воздвигали новые дворцы, давали балы, держали любовниц и прихлебателей. Грубые претензии на «роскошь» вошли и в быт мало образованных мещан. В этом странном, неестественном мире родился великий комедиограф…

В лучших комедиях Мольера уродливая современность выглядела ярко и смешно. Главным героем стал умный, ловкий простолюдин, человек здравого смысла. Зрители горячо принимали происходящее на сцене: комедиограф приобрел немало сторонников, но куда больше – врагов.

Мольер прожил недолго – пятьдесят один год. Его похоронили на общем кладбище, тайно, ночью, без церковной службы – в земле, где хоронили самоубийц.

Сейчас им гордятся не только Франция, но и вся Европа.