Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Приглашаем на выставку

Опубликовано 08.12.2021

     "Всякое дитя родится неученым," – напоминала своим подданным Екатерина II, подчеркивая важность проблемы образования. Однако вопросы воспитания волновали её ещё больше. Как сделать народ благонравным и послушным, а жизнь – спокойной, не подверженной катаклизмам? Царица полагала, что для достижения этих задач необходимо при обучении учитывать сословную принадлежность детей. Кадетские корпуса, где раньше могли воспитываться мальчики-разночинцы, стали при Екатерине исключительно дворянскими. Зато в училище при Академии художеств, куда дворяне сыновей не отдавали (художество – не дворянское дело!), состав был, напротив, разночинный. 

     Екатерина предпочитала, чтобы дети воспитывались в закрытых школах. Ей казалось, что без влияния родителей, в изоляции от общества можно будет создать новую, идеальную породу людей.

      Однако новые люди так и не появились, а закрытых учебных заведений было так мало, что они хоть и меняли русскую жизнь, но не очень существенно. России явно требовалась более широкая система образования. Было принято решение о создании народных училищ, где могли бы учиться даже дети бедняков. Эти училища были двух типов – главные и малые. Главные, с программой на четыре года, открывались в губернских городах; малые, двухгодичные – в уездных. Казалось бы, замечательное начинание!

 

Выставка проходит с 8 по 24 декабря 2021 года в читальном зале библиотеки.

Приглашаем всех желающих!

       К несчастью, во многом эти планы разбились о реальность: квалифицированных педагогов не хватало, и детей учили, как правило, малограмотные люди. В 1783 году была наконец открыта Учительская семинария, где впервые заговорили о методике преподавания, а занятия вели члены Академии Наук, талантливые педагоги, авторы учебников. Это была большая победа! Набор в семинарию составлял сто человек. Произвели всего четыре набора, последний – в 1794 году. На этом дело подготовки учителей заглохло и возобновилось уже при Александре I, когда в 1804 г. семинарию преобразовали в Педагогический институт.

      На книжной выставке можно увидеть азбуку, составленную Екатериной II, и её «Сказку о царевиче Хлоре», написанную для любимого внука, великого князя Александра. Внимание посетителей также привлекут труды И. И. Бецкого – главного соратника Екатерины в реформах просвещения: его основополагающие трактаты о воспитании и разработанные им уставы некоторых учебных заведений. Интересен и целый ряд изданий, связанных с появлением в России народных училищ.