Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Художник счастья. К 140-летию Б. М. Кустодиева

Опубликовано 07.03.2018

Кустодиев Б.М. Пушкин на набережной Невы.
Пб-Пг, 1915 г. Бумага, акварель, гуашь, белилаКустодиев Б.М. Пушкин на набережной Невы. Пб-Пг, 1915 г. Бумага, акварель, гуашь, белила

 

  "... Я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Уж очень люблю, видно, жить!"

(из письма В. В. Лужскому, октябрь 1913 г.)

Замечательному художнику, Борису Михайловичу Кустодиеву (7 марта 1878 - 26 мая 1927) посвящается...


 

 

   В фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина хранится 48 работ Б. М. Кустодиева, среди которых иллюстрации к произведениям А, С, Пушкина, три графических портрета и гипсовая полуфигура поэта.  Все эти работы включены в иллюстрированный каталог "Борис Кустодиев" (Эткинд М. Г. Борис Кустодиев (Серия: Мастера нашего века). М.: Сов. художник., 1982 г.).

   «Кустодиев с юных лет много читал, особенно увлекался Пушкиным. По собственному признанию, он видел много  в природе и жизни "через стихи Пушкина"». (К. Ю. Юон. Поэт-живописец// Огонёк, 1952 г., № 22.)

«Любил отец, чтобы во время работы ему читали; восхищался стихами и поэмами А. С. Пушкина. Особенно любимо было стихотворение Пушкина "Осень"». (К. Кустодиев. О моем отце//Б. М. Кустодиев: сборник. Л., 1967. С. 300).

Кустодиев Б.М. Пушкин А.С. 1910 г. Гипс тон. КП 14857Кустодиев Б.М. Пушкин А.С. 1910 г. Гипс тон. КП 14857

    "...Вообще очень увлечён скульптурой. Если бы ты знала, какая это интересная работа; как у тебя из-под пальцев, почти из ничего, из грубого материала выходит человек, то задумчивый, то весёлый, с нежными линиями лба, рук, носа, подбородка - как это курьёзно!" (Письмо жене от 30 июня 1909 г. "Б. М. К."С. 105).

    Из неопубликованного письма Ю. Е. Кустодиевой мужу от 5 марта 1912 г.: 

"Вчера вечером был Зиссерман (ЗИССЕРМАН Петр Иванович. Родился в 1888 г. Получил высшее образование. В 1920-х — научный сотрудник Пушкинского Дома в Ленинграде. 19 июня 1930 — арестован по "академическому делу". 10 мая 1931 — приговорен к ВМН, 17 мая расстрелян), смотрел Пушкина. <...> Сказал, что сейчас не имеет возможности купить, а хотел бы посмотреть. Он увлекается Пушкиным, и твой ему очень нравится".

     Из письма П. И. Зиссермана художнику от 17 марта 1927 г.:

"Глубокоуважаемый Борис Михайлович! Весной 1916 года, приехав в отпуск в войны, я приобрёл у Вас гипсовый бронзированный бюст Пушкина Вашей работы. Мне удалось спасти его в течении последних 10 лет, его задняя сторона основания бюста потёрлась, и Вашу подпись и дату прочесть трудно. Мне бы очень хотелось иметь от Вас письмо, удостоверяющее Ваше авторство, т.к. после моей смерти этот бюст будет передан в Пушкинский Дом Академии Наук."

    Из описания ВМП: внутри полой скульптуры карандашная надпись "Б. Кустодиевъ 1910/май". Вторая дата, тоже проставленная внутри "1916 май", указывает на время приобретения работы П. И. Зиссерманом.

    Из статьи В. В. Розанова "Возврат к Пушкину" (Сб. "Среди художников". СПб, 1914):

"К Пушкину, господа! - к Пушкину снова!"

    Из воспоминаний Э. Ф. Голлербаха:

Помню, я привёл мнение Розанова о том, что человек не всегда одинаково "похож на себя", что бывают в жизни моменты, когда человек более всего "в фокусе". Борис Михайлович с живостью присоединился к этому мнению. "В самом деле, в жизни каждого человека есть момент, когда в его внешности в полной мере выражена его душевная сущность".

   Портреты А. С. Пушкина являются своеобразным исключением в творчестве художника, писавшего преимущественно портреты современников. Сам Б. М. Кустодиев называл "жизнерадостность" одной из самых характерных особенностей своего творчества. Но необходимо помнить, что эти работы создавались, когда художник уже был неизлечимо болен.

    М. Г. Эткинд:

"Самый жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев, Кустодиев был художником счастья. Созданное им пронизано радостью бытия."

 

   Из письма Б. М. Кустодиева В. В. Лужскому от 6 февраля 1919 г.:

"Живём мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде, да о хлебе. <...> Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости."

После смерти художника работы были приобретены Литературным музеем Наркомпроса РСФСР, откуда они поступили в Пушкинский Дом, а после Всесоюзной Пушкинской выставки стали храниться во Всесоюзном музее А. С. Пушкина.

М. Г. Эткинд:

"Значение этих маленьких, с подробно разработанными сюжетами рисунков в их высоком художественном артистизме, сочетающемся с удивительной ясностью и простотой, в их искреннем и поэтическом реализме".

В. Е. Лебедева:

"Здесь Кустодиев по существу впервые создает книгу как самостоятельный, цельный организм и проявляет глубокое понимание существа иллюстративного дела".

Иллюстрации к "Сказке о царе Салтане", выполненные для издания серии "народная библиотека" остались неизданными.

 

 

Б. М. Кустодиев о выходе повести А. С. Пушкина "Дубровский" в 1923 в серии "народная библиотека" (запись В. Воинова от 23 марта 1923 г.):

"... надо издавать внимательнее, а не так, как "Дубровского" с его рисунками, где концовку сделали первой заставкой, а в конце поместили рисунок... А. Н. Бенуа".

Запись В. Воинова от 3 декабря 1921 г.:

"Что это за живой человек, каким близким к нам он является в своей переписке!"

 

 

 

 

 

 

 

Книги из книжных фондов музея:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Благодарим Елену Владимировну Пролет, хранителя фонда оригиналь-ной графики Всероссийского музея А. С. Пушкина за предоставленные материалы.