Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

220 лет со дня рождения Н. М. Языкова

Опубликовано 16.03.2023

16 марта исполняется 220 лет со дня рождения Николая Михайловича Языкова — поэта-современника и друга Пушкина, представившего один из выразительнейших портретов его «плеяды».

Подобно «певцу-гусару» Д. Давыдову, Языков обрел устойчивую поэтическую репутацию среди современников и потомков. Его муза — любимица жизни, воспевающая вино и радость, молодецкую удаль и бесшабашность. Иногда ее голос приближается к звучанию декабристской оды, но никогда не переходит в декламацию политических убеждений, а только выражает чаяния вольной души. Этот пафос — наследие дерптского периода поэта, когда он, будучи студентом, проводил время «в традиционных для немецких студентов пирушках и амурах»1.

Роль «рыцаря веселого образа» поддерживалась друзьями-поэтами, посвящавшими ему послания с характерными поименованиями: «Певца пиров я с музой подружил…» (Дельвиг А. А. «Н. М. Языкову (Сонет)», 1822), «…буйства молодого / Певец роскошный и лихой!» (Баратынский Е. А. «Н. М. Языкову», 1831). Языкова любили, пророча ему прекрасную дорогу «к парнасским высотам» или откликаясь на уже состоявшиеся успехи.

Особенно ценил его поэтическое дарование Н. В. Гоголь, писавший: «С появлением первых стихов его всем послышалась новая лира, разгул и буйство сил, удаль всякого выраженья, свет молодого восторга и язык, который в такой силе, совершенстве и строгой подчиненности господину своему еще не являлся дотоле ни в ком. Имя Языков пришлось ему не даром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, и еще как бы хвастается своею властью. Откуда ни начнет период, с головы ли, с хвоста ли, он выведет его так картинно, заключит и замкнет так, что остановишься пораженный»2.

Исследователи творчества Языкова уточняют данную Гоголем характеристику, обращая внимания на стилистическую новизну его поэзии: «Ему удалось воскресить торжественный стиль оды XVIII в., но уже обогащенный опытом лирики Жуковского и Батюшкова. Гражданственная патетика, сухая и декларативная у поэтов-декабристов, у него обогащена утонченной эмоциональной культурой карамзинизма. Пафос оказывается нерасторжим с иронией. Более всего в стихах Языкова поражала пьянящая смелость в обращении языком…»3.

В книжном фонде Всероссийского музея А. С. Пушкина хранятся редкие издания сочинений Языкова. Несколько экземпляров представляют его первое прижизненное собрание стихотворений, выпущенное в типографии вдовы Плюшар с сыном в 1833 г. Слава поэта на момент выхода книги была уже довольно широкой. «Стихотворения» усердно раскупались любителями поэзии и не менее усердно читались. Дарственные экземпляры этого издания по просьбе автора были разосланы Пушкину, Крылову, Вяземскому, Гнедичу, Гоголю, Далю и др.

Каждый из четырех экземпляров богато оформлен: в полукажаном переплете, с тиснением или золототиснением на корешке. Один из них содержит вклейку перед титульным листом со свидетельством содержателей типографии: «Сим свидетельствуем что книга Стихотворения Языкова, по силе 37 Устава о ценсуре, с прилагаемым при том одобренною ценсурою рукописью напечатана во всем сходно. Вместо содержателей типографии управляющий К. Прац. марта 4-го дня 1833 года». На первой странице цензорский билет, подписанный В. Семеновым  младшим братом небезызвестного в свое время поэта и драматурга П. Н. Семенова, выпускником Лицея и товарищем Пушкина.

Другая книга является первым посмертным изданием сочинений Н. М. Языкова. Вышедшие в типографии Императорской Академии наук в 1858 г. «Стихотворения» в двух томах претендуют на формат академического издания. Произведения размещены здесь в хронологической последовательности, целый ряд стихотворений опубликован впервые. При них приложены портрет, факсимиле, сведения о жизни Языкова, а также извлечения из разных периодических и других изданий с упоминаниями о нем. Хранящийся в библиотеке экземпляр представляет собой конволют  в полукожаном переплете, с тиснением и золототиснением на корешке, черной с тиснением бумагой на крышках. Сопровождающий издание портрет, к сожалению, утрачен. Известно, что это литография Н. Гундризера по рисунку с натуры Хринкова, выполненному в 1829 г..

 

1 Мирский Д. С. Языков // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. London, 1992. С. 168.

2 Гоголь. Н. В. В чем же наконец существо русской поэзии и ее особенности // Гоголь. Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. Л., 1952. Т. 8. С. 387.

3 Коровин В. Л. Языков Николай Михайлович // Новая Российская Энциклопедия. М., 2017. Т. 19. Ч. 1. С. 393.